Праздник «Прощание с Букварём»
Елена Юрьевна Греченко
учитель начальных классов
МБОУ «Многопрофильная гимназия № 12» г. Читы
1 ученик:
Над страною зимним утром
Занялась заря.
В школах праздник — славный праздник,
Праздник Букваря!
2 ученик:
Первоклассников сегодня
Мы на праздник соберём.
Непременно приходите
Попрощаться с Букварём!
Учитель: Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться! Вы выучили все буквы русского алфавита, научились хорошо читать по вашей первой книге — «Букварю». Но «Букварь» познакомил вас не только с буквами. Его страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.
3 ученик:
Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит в класс.
4 ученик:
Парта — это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
5 ученик:
Ответить хочешь — не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит — надо встать.
Когда он сесть позволит — сядь.
6 ученик:
Кто любит музыку и песню,
Тому живётся интересней.
И в день «Прощанья с Букварём»,
Мы поиграем и споём!
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Песня «Чему учат в школе»
Мальвина: Здравствуйте, ребята! Вы, конечно, меня узнали. Мне нужна помощь!
Учитель: Здравствуй, Мальвина! Чем мы можем тебе помочь?
Мальвина: Мне нужен букварь. У меня есть ученик — Буратино. Такой нерадивый! Он продал свой букварь, чтобы сходить в театр. И теперь неизвестно, как научить его толком, читать. Вы мне поможете?
Учитель: Конечно!
Вбегает Буратино.
Буратино: Привет! Вот я вас всех нашёл! Тут не было такой … с голубыми волосами… (замечает Мальвину) Ой!
Мальвина: Что вы тут делаете, непослушный Буратино?
Буратино: Я ищу Букварь!
Мальвина: Всё — таки заговорила совесть?
Буратино: Ну да! Черепаха Тортила заговорила. Я теперь знаю, где золотой ключик. Он в букваре. Но достанется он только тому, кто дочитает букварь до самой последней страницы (тяжело вздыхает). Я не умею читать. Ну, а ключик пропал. Его надо искать.
Мальвина: Но, чтобы найти золотой ключик, нам придётся пройти много испытаний. Ребята, вы готовы? Но нам нужны помощники. И это, конечно, Букварь.
Учитель: Давайте, ребята, позовём его. Букварь! Букварь! Мы ждём тебя!
Мальвина: Не идёт. Давайте позовём его по — другому. Пусть буквы встанут рядом так, чтобы получилось слово «букварь». (Входит Букварь).
Букварь:
Я — букварь, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Букварь: Буквы в порядке алфавита стройся!
7 ученик:
Буквы- значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё — алфавит.
8 ученик:
Прадедовской порой
Встали буквы в чёткий строй.
Строй, как строй, да не простой,
Он зовётся — азбукой.
Учитель: Азбука от А до Я, равнение на Букварь! Смирно!
Букварь: Буквы гласных?
-Здесь!
Букварь: Буквы согласных?
-Здесь!
Букварь: Буквы, которые не обозначают звуков, здесь?
— Здесь!
Букварь: Буквы, по порядку алфавита выступай!
(Буквы выступают).
А- Азбука – всем буквам дом
Для рисунков дом – альбом.
А для всех аэропланов
Дом родной – аэродром.
Б – Бутерброд недолго
Пролежал у будки
Вскоре у бульдога
Он лежал в желудке.
В- Вышел веник из угла,
Вымел мусор со стола,
Всё прибрал и на полу
И опять стоит в углу.
Г-Голубь к нам слетает с неба,
Голубь просит корку хлеба:
— Дайте хлеба! Есть хочу…
Или к вам я прилечу!
Д — Для птицы дуб – отличный дом,
Особенно с большим дуплом!
Да, если в дубе есть дупло,
В нём тихо, сухо и тепло!
Е— Два ежа, присев у ели,
Ежевику дружно ели.
Для еды есть много мест,
Ёж еду под ёлкой ест!
Ё – Есть у ёжика и ёлки
Очень колкие иголки.
В остальном на ёлку ёж
Совершенно не похож.
Ж – Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
З – Зайцу холодно зимой,
Замерзает зайка мой.
-Заяц, заяц! Где твой дом?
-За-за-за-за…за кустом!
И – Индюк схватил мои игрушки.
И утащил к своей индюшке.
Но я их завтра отберу –
Испорчу индюку игру.
К – Киска, киска, хочешь кашки?
— Мяу! Мне по вкусу пташки.
-Киска, киска, хочешь пышку?
— Мяу! Дайте лучше мышку!
Л- Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.
М – Медвежонок лапой бьёт…
А по мячу не попадёт.
Смеётся мама с папой:
— Какой ты, мишка, косолапый.
Н- Пришёл к портному носорог
— Сшейте мне чехол на рог.
Чтоб кого – то не боднуть
Или что-то не проткнуть.
О – Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осёл.
П – Присуждается павлину
Приз за лучшую картину.
У павлина прямо
Не хвост, а панорама.
Р— Рыцарь в панцире, как рак.
И не может жить без драк.
Рак как рыцарь:
Шлем, броня…
Жаль, у рака нет коня.
С – Есть серьёзные снежинки,
А встречаются смешинки.
Попадёт смешинка в рот
И смеётся целый год.
Т— Если тигр и ревёт,
То ревёт наоборот.
Рёв тигриный значит-
Он храбрый… и не плачет.
У – Природа с ним сыграла шутку-
Похож он спереди на утку:
Утиный нос, точнее рот.
А в остальном он – чистый крот.
И до сих пор стоит вопрос:
Зверь или птица утконос.
Ф – Кричал фотограф по привычке:
-Вниманье! Вылетают птички!
И вот на снимках, как ни странно
Нет ни фламинго, ни фазана.
Кричать для птичек нужно так:
— Вниманье! Вылезет червяк!
Х— Ходит по лесу хорёк
Хитрый маленький зверёк.
Ц— Цыплята- ребята и цыпочки- дочки
Гуляют одни по двору без цепочки.
Ч— Все на свете черепашки
Носят в клеточку рубашки.
А малышки — черепашонки
Носят в клетку рубашонки.
Ш – Школьник, школьник, ты- силач:
Шар земной несёшь, как мяч.
Щ – Щука чистит рот зубастый,
Проглотила тюбик с пастой, а за тем-
Зубную щётку
И хохочет во всю глотку!
Ъ — Размечтался мягкий знак
Скушать сальца натощак.
Возмутился твёрдый знак:
— Объедаться! Как же так?
Ведь у нас и без еды
Как арбузы животы.
Ы — Мы услыхали от совы,
Что нету слов
На букву Ы.
Ь — Мягкий знак — хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в угол?
Без пожара, просто так?
Это буква — мягкий знак.
Э — Эхо, эхо — вот потеха
Обезьянка- это эхо
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас.
Ю — Юлька, Юленька — юла,
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минутки не могла.
Я — Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.
Учитель: Ребята, к нам в гости пришёл Петрушка. Поздороваемся с ним.
Учитель: Петрушка, поздоровайся и ты. Видишь, публика?
Петрушка: Не вижу я никакого бублика!
Учитель: Да не бублика, а поздоровайся с публикой!
Петрушка: А, ну так бы сразу и сказали. Здравствуйте, здравствуйте, дорогие зрители! А подраться со мной не хотите ли?
Учитель: Ну как тебе, Петрушка не стыдно безобразничать? Ты у ребят на празднике, а ведёшь себя так некрасиво. У нас ведь никто не дерётся. У нас все живут дружно.
Петрушка: Ребята, извините меня, пожалуйста! А какой у вас сегодня праздник?
Учитель: «Азбука — к мудрости ступенька».
Петрушка: А можно, я тоже буду участвовать в празднике?
Учитель: А что ты можешь предложить?
Петрушка: Здравствуйте, здравствуйте, дорогие зрители! Состязаться со мной не хотите ли?
Мальвина: А в чём состязаться?
Петрушка: Ну, например, кто громче заорёт или шире откроет рот, разбросает пальто в раздевалке? Есть же у вас такие ребята?
Мальвина: Ну, Петрушка, не нужны нам такие состязания. И таких ребят у нас нет.
Петрушка: Да, я пошутил.
Учитель: А хочешь, состязание проведу я, а ты будешь участвовать вместе с ребятами? К нам пришли письма от дяди Саши из города «Добрые слова». Ребята, давайте научим Петрушку добрым словам.
Вот первое письмо.
Видел Настеньку — Настёнку
Я на улице сейчас.
Настя — славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышу слово…. (Здравствуйте)
Слово — то какое, очень дорогое! А вот письмо № 2.
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!..
Но представьте! — зря от Вити
Ждал я слова …(Извините)
Слово — то какое очень дорогое! А вот письмо № 3.
Дед про внучку говорил:
Экая досада —
Я портфель ей подарил,
Вижу очень рада!
Но — нельзя молчать как рыба.
Ну сказала бы… (Спасибо)
Слово — то какое очень дорогое! Рассылая свои письма, дядя Саша хотел, чтобы, прочитав их, ребята запомнили дорогие слова из города «Добрые слова».
Петрушка: Мне очень понравилось у вас, а можно я проведу игру?
Мальвина: Опять будешь хулиганить?
Петрушка: Нет, что вы? Проведу игру «Буква заблудилась».
Неизвестно, что случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей — то дом
И хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла
Буква озорница,
Очень странные дела начали твориться.
- На виду у детворы крысу красят маляры.
- Посмотрите — ка, ребятки: раки выросли на грядке.
- Говорят, один рыбак в речке выловил башмак. Но зато ему потом на крючок попался дом.
- Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.
- Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом.
- Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.
- Жучка будку не доела: неохота. Надоело.
- Миша дров не напилил, печку кепками топил.
- На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок!
- Забодал меня котёл, на него я очень зол.
- Сели в ложку и — айда! — по реке туда-сюда!
Петрушка: Молодцы! Мальвина, Буратино, а почему вы такие грустные?
Мальвина: Нам очень нужен золотой ключик. Но мы не знаем, где его искать.
Петрушка: Так я знаю. Он у ваших старых знакомых: лисы Алисы и кота Базилио.
Лиса Алиса и кот Базилио: Посмотри, Алиса, мы, кажется, вовремя. Удачно зашли. Здесь праздник! Ребята, вы нас узнали? Мы — звёзды известные!
Учитель: Проходите, проходите. А мы вас давно ждём.
Лиса Алиса: О!! Какая честь. И почему нас так вы ждёте?
Букварь: Слышали мы, что у вас есть одна вещица, которая очень нам нужна.
Кот Базилио: У нас много чего есть!
Буратино: Нам нужен ключик!
Лиса Алиса: Пожалуйста! (Достаёт и подаёт связку ключей.)
Буратино: Нет! Нам нужен золотой ключик от страны Знаний.
Лиса Алиса: Ах, вот что! Ключик этот не простой, а волшебный. Вы должны доказать, что вы заслужили право пользоваться этим ключом.
Кот Базилио: Если «Азбука — к мудрости ступенька» — докажите, что вы стали немножечко мудрее, чем были 1 сентября.
Учитель: Ребята! Отгадайте, кто прислал телеграммы к нам на праздник?
- Пришлите, пожалуйста, капли!
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись! - Спасите! Паука — злодея погубите!
- Потеряла хрустальную туфельку.
- Спасите! Нас украл серый волк.
- Ой, вы бедные сиротки мои:
Утюги и сковородки мои! - Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл.
- Высоко сижу, далеко гляжу.
- Нас с бабушкой съел Серый волк.
- Репку вытащили.
- Снесла золотое яйцо.
- Стрелу нашла на болоте. Она у меня.
- Купила самовар. Жду в гости.
Учитель: Ну, как?
Лиса Алиса: Хорошо! Продолжайте.
Учитель: А сейчас — литературная викторина! Назовите героев, от чьего имени идёт речь.
Отрывки читают герои и учитель.
1.Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой,
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять!
(Федора из «Федориного горя.» К.И.Чуковского)
2.Всю ночь накануне торжества просидели они за шитьём и сожгли больше 16 свечей. Всем было видно, что они очень стараются управиться в срок. Они делали вид, что снимают ткань со станков, они резали большими ножницами воздух, они шили иглой без нитки.
(Портные из сказки «Новое платье короля» Г.-Х. Андерсена)
3.Как он ездил за кольцом,
Как на небе был послом,
Как хитро поймал жар-птицу,
Как похитил царь- девицу,
Как к числу других затей,
Спас он тридцать кораблей.
Как в котлах он не сварился,
Как красавцем учинился,
Словом, наша речь о том,
Как он сделался царём.
(Иван из сказки «Конёк-горбунок» П. Ершова)
4.Вдруг из ворот обгоревшего дома
Вышел один человек незнакомый.
Рыжий от ржавчины,
Весь в синяках,
Девочку крепко держал он в руках.
(«Неизвестный герой» С.Я. Маршака)
5.Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку — настоящего друга. Но мама была почему — то против. И всё — таки друг у меня появился — самый лучший друг в мире: в меру упитанный мужчина средних лет, лучший в мире рисовальщик петухов, лучший в мире знаток паровых машин, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька…
(«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен)
6.Ох, всю жизнь я строил домик. Каждый кирпич доставался мне с большим трудом. Но вот над моим домом нависла страшная беда: его сделали будкой для глупого злобного пса, ох. И тогда мне помог настоящий друг. Ловкий и смелый, он обхитрил пса и — ох!- отвёз мой домик вместе со мной в лес, где враги нас не смогут найти.
(Кум Тыква и Чиполлино из «Приключения Чиполлино» Дж. Родари)
7.И у меня тоже есть друг… Он играет на гармошке у прохожих на виду…
(Чебурашка и Крокодил Гена из повести Э. Успенского «Крокодил Гена».)
8.Он — чудесный мой спаситель,
Он — прекрасный избавитель,
Он не коршуна убил.
Чародея погубил!
(Царевна — Лебедь и князь Гвидон из «Сказка о царе Салтане…»)
Лиса Алиса: Котик, милый, ты веришь, что эти дети так хорошо знают произведения? Им, наверное, помогали…(Наталья Борисовна, Елена Юрьевна, Елена Геннадьевна).
Кот Базилио: Сейчас, мы сами будем вас спрашивать.
- Как звали трёх поросят?
- Назовите три сказки с главным героем Иваном.
- Где спрятался седьмой козлёнок?
- Что несла бабушке Красная Шапочка?
- Что больше всего любил Карлсон?
- Где баба взяла муку для Колобка?
- Из чего фея сделала Золушке карету?
- Как звали сына царя Салтана?
- Назовите имена друзей Незнайки.
- Кто одолел Тараканище?
- Сколько чашек и с чем выпили букашки из сказки «Муха — Цокотуха»?
Вопросы к родителям.
- Кем был Дуремар?
- Как звали волшебника Изумрудного города?
- Каково было заклинание в «Маугли»?
Кот Базилио: Алиса, похоже, что и вправду ребята стали мудрее, умнее.
Лиса Алиса: Ребята, а читать вы научились? А писать?
Кот Базилио: Возьмите ключ в страну Знаний.
Лиса Алиса: Получайте новые знания. Вот, Буратино, учись у ребят.
Буратино: Да, зря я продал «Азбуку», которую купил мне папа Карло. И в школу зря не пошёл. Но я обещаю, обязательно научиться читать и писать. Ведь так хорошо уметь читать.
9 ученик:
Как хорошо уметь читать.
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай, ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
10 ученик:
Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс.
И дорогому букварю
Я говорю: «Благодарю!».
Ты — книга первая моя.
Теперь читать умею я.
На свете много книжек есть
Все книги я смогу прочесть.
11 ученик:
А в книгах есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца
И круглая земля,
Про космонавтов к облакам,
Летавших много раз,
Про дождь и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Учитель: Ребята, поздравляем вас ещё раз с праздником! До свидания! До новых встреч!