Факультативное занятие по курсу «Наш край»

Исследовательская работа

Тема: «Вода. Экология реки Оки»

2 класс УМК «Школа России»

Цели: познакомить с одним из главных богатств природы – водой;     показать значение воды для растений, животных и человека;   воспитывать бережное отношение к природе; научить работать в   группах проводить исследования.

Планируемые результаты: учащиеся осознают значение воды для растений, животных и человека; научатся анализировать схемы.

  1. Актуализация знаний:

— В каком веку мы живём?

— Какое тысячелетие идет?

Удивительное время! И, наверное, мы можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

— Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе, к тому, что она дает.

— Выживет ли человек, если лишится самого дорогого и необходимого на Земле?

Пришла пора срочно принимать меры, чтобы сохранить для себя и для тех, кто придёт за нами, нашу прекрасную планету.

  1. Самоопределение к деятельности:

— Сегодня  на факультативном занятии мы обсудим одну из проблем экологии. Впрочем, вы сами определите тему обсуждения, если отгадаете загадку:

Я и тучка и туман
Я ручей и океан
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.

  • Работа по теме занятия:

Сегодня мы поговорим о её величестве воде – самом удивительном, необходимом и полном тайн – веществе.

И сейчас Катя и Денис подтвердят это.

1.Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
Ледником в горах зовется
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.

2.На плите у вас кипит
Паром чайника шипит
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться
Ни наесться, ни напиться
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!

-Вы согласны с таким утверждением, ребята?

-Приведите свои примеры, доказывающие, что вода – необходимость: (высказывание детей)

1) Вода —  источник жизни и средства обитания. Всё живое без воды погибнет.
2) Все растения пьют воду.  Например, чтобы вырастить 1 кг картофеля, требуется более 100 литров воды.
3) Одно растение подсолнечника за лето выпивает 200 литров воды
4) Вода есть высоко в небе и глубоко под землей
5) И в нашем организме больше половины воды.

Учитель: — Я согласна с вами, ребята А сейчас хочу посмотреть, как вы представляете себе, сколько в нас воды.

-Попробуйте изобразить это на схеме (закрасьте синим цветом человека)

Учитель: Вода – это жизнь, а жизнь – это вода гласит народная мудрость. Без нее нам не обойтись. А вот всегда ли это разумно человек расходует воду?

-Давайте  послушаем интересные сведения.

Дети:

  • принимая душ в течении 5 минут вы расходуете около 100 литров воды
  • из обычного водопроводного крана вытекает 15 литров волы в минуту
  • наполняя ванну лишь до половины, расходуется 200 литров воды
  • если оставить кран открытым за час выливается около 1000 литров воды
  • разовый смыв в туалете – это от 5 до 10 литров воды

— Какой же вывод вы должны сделать для себя? (беречь, экономить воду)

Учитель: — Ученик нашего класса Вова Маряхин вместе с родителями  подсчитал расход воды их семей (брались показания счетчика). И сейчас Вова расскажет нам об этом.

Ученик: Наша семья состоит из 3 человек. Мы подсчитывали расход воды за сутки (учитывалось приготовление пищи, стирка, мытьё посуды, полив растений, уборка дома, личная гигиена). За сутки мы расходуем 248 л. воды ~ 82 л. на человека

Учитель: По статистике в целом бытовое потребление воды составляет 220 – 340 литров в сутки на человека в семье же Вовы на человека приходится ~82 литра воды в сутки. Как вы считаете, ребята, семья бережет воду?

Физкультминутка.

А сейчас мы отдохнем:
К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе раз, вместе раз – это брасс
Одной, другой, одной, другой – это кроль

Вышли на берег крутой
И отправились домой.

V.Продолжение работы по теме урока.

Учитель: — Мы с вами поплавали вспомнили лето, речку и ещё раз убедились, что вода необходима человеку, но он часто наносит вред водоёмам своим неправильным поведением.

— Давайте послушаем, какая беда случилась с одной речкой.

Сценка: (Входит Кап — Капыч)

-Здравствуйте, меня зовут Кап – Капыч. Я водолей, я повелитель таинственных вод. Как-то раз пришла ко мне в гости Речка. Такая измученная, такая усталая – ни жива – ни мертва.

-Ох Кап Капыч, не знаю, что и делать. Невмоготу стало жить. Автомашины прямо на берегу моют грязь вперемешку с бензином в меня сливают, мусор на берегу и прямо в воду бросают, а тут еще и завод на берегу построили и он меня скоро погубит.

— А ты сама возмущалась? Из берегов выходила?

— Что ты Кап Капыч. Этот город на моих глазах рос. Я его люблю как родного сына. А если я из берегов выйду, то затоплю его улицы и площади. Нет, не выходила я из берегов и не хочу.

— Посмотрел я на речку, послушал. Чувствую, в одиночку мне Речку не спасти. Надо друзей на помощь звать. Прошу Вас, ребята помогите Речке!

Творческая работа!

 Учитель: Ребята! Поможем Кап Капычу и Речке?

— Тогда каждая группа должна составить плакат в защиту Речки.

Кап Капыч: — Большое спасибо, ребята! Я эти плакаты с собой возьму и на берегу установлю.

Учитель: — Мы с вами  только что помогли сказочной реке. А ведь наш прекрасный город раскинулся на берегу большой и красивой реки Оки, реки о которой слагают стихи и песни.

1.Река Ока тебя мы нежно любим
И знойным летом, осенью, зимой
Пока мы будем жить – мы не забудем
Твои просторы, дали над водой

2.Ты честно трудишься, как каждый муромлянин
Везешь ты грузы: хлопок, лес, песок
И как друзей тебя оберегаем
От браконьеров, мелей, сточных вод

3.Ты наша гордость, ты подруга наша
Ты финиш наш и старт, ты – наш причал
Ты служишь нам, как много лет когда-то
Служила нашим предкам – племенам.

4.Оке обязан Муром возрожденьем
Ты трудишься без сна, без выходных
Пускай же лучшим памятникам будет
Любовь и преданность всех муромлян твоих.

Учитель: — Это стихотворение написала учитель географии нашей школы Казакова Е.Г.

— Самочувствие  реки всегда интересовало людей живущих на ее берегах. Поэтому не случайно учащиеся и педагоги нашей школы, расположенной неподалеку от реки, интересуются экологическим состоянием реки.

  • В 1998 году в школе открыт экологический музей «История реки Оки»
  • С целью изучения экосистемы реки были организованы исследовательские экспедиции «Голубой мост»
  • Ежегодно в пришкольном лагере создается эколого-краеведческий отряд, который ведет поисковую работу.
  • С 2002 года в школе открывается профильный класс Речников.
  • Ежегодно учащиеся принимают участие в акции «Чистый берег»

Учитель: — Как же обстоят дела на нашей реке сегодня? Какова природная вода? Чтобы ответить на эти вопросы мы проведем с вами исследовательскую работу.

Цель нашей работы: Определить такие качества воды: цвет, запах, мутность.

Воду для проведения исследований мы взяли в реке сегодня. Работать будем по группам, результаты записывать в таблице.

Опыт 1. Определим цвет воды.

Поставьте колбу с водой на лист белой бумаги. Рассмотрите пробирку сверху. Отметьте наиболее подходящий оттенок.

Опыт 2. Определим запах.

а) Возьмите колбу с пробкой
б) Взболтайте воду и откройте
в) Осторожно вдохните воздух, пытаясь уловить запах.
г) Выберите подходящие слово.

Опыт 3. Определим мутность.

а) Возьмите пробирку, поставьте на лист темной бумаги, либо приставьте его сбоку
б) Рассмотрите пробирку сверху
в) Выберите нужный ответ

Учитель: Давайте подведем итог наших исследований. (по таблице)

-Какие качества воды  мы определяли?
Итак:  Цвет…
Запах ….
Мутность…

 Сделаем вывод: вода в реке достаточно чистая.

Готовясь к сегодняшнему занятию мы с ребятами побывали на реке, прогулялись по набережной, понаблюдали за состоянием природной воды, прибрежной зоны.

Результаты наблюдений вы можете видеть на фотовыставке, выставке рисунков.

Но одно обстоятельство нас очень взволновало: — Мы увидели то, что наносит реке вред. Это свалки мусора на берегу, выхлопные газы автомобилей, мытьё машин. Мы считаем, что необходимо запретить на набережной организацию свалок и мытьё машин.

Учитель:

— Ребята, а на каком качестве воды это определилось? (мутность)
— Какие из плакатов вы бы могли поставить на берегу реки Оки?
— Мы провели социологический опрос.
Цель опроса «Что думают жители микрорайона о состоянии реки»
О результатах расскажут ребята.

Нами было опрошено 20 человек.

Вопрос 1. Изменилось ли экологическое состояние берега реки Оки?

Вопрос 2. Как вы считаете, горожане стали заботиться о чистоте набережной?

Вопрос 3. Ваши предложения по соблюдению чистоты на набережной?

Ответы…….

  1. Рефлексия.

А у нас тоже есть предложение: Ребята нашего класса хотят обратиться к директору школы Л.Т. с предложением: включить учащихся начальной школы в акцию «Чистый берег» Тем более, что мы уже с ребятами трудились на берегу реки.

  • Подведение итогов.

Учитель: Заканчивая разговор о воде хотелось бы еще раз напомнить вам, ребята, о необходим ее охранять и беречь ведь река – это источник пресной воды для рыболовства, отдыха, пути сообщения, источник энергии.

 Дети:

Пусть на земле не умирают реки
Пусть стороной обходит их беда
Пусть чистой остается в них на веки
Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою
Большие дяди, взрослые мужчины
Храните речку, светлую мою.

Песня:

Кто из нас не любит
Отдыхать на море
Только мне милей родимая Ока
Синяя как небо
Ясная как зори
Добрая как мамина рука

Здравствуй, ненаглядная, Светлая моя
Чистая прохладная
Звонкая струя
Лента беспредельная
Песня колыбельная
В дымке головой
Над моей судьбой

Широкова Марина Викторовна
Учитель начальных классов МБОУ
(Основная общеобразовательная школа №5
город Муром Владимирской области