Логинова Марина Николаевна,
                                           Богданова Вера Васильевна — воспитатели
                                                       ГБС(К)ОУ РМ «Краснослободская коррекционная
                                                      школа – интернат VIII вида»

Открытое мероприятие

«Знатоки природы»

Цели:

расширение знаний о природе;

воспитание бережного отношения к природе и её обитателям.

Команды: «Чистый родничок» и «Защитники леса»

Награды: медали  «Знаток природы»

Восп. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы! Это —  природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Мы должны беречь природу для нас и наших потомков. И не случайно наше мероприятие называется «Знатоки природы». Мы хотим, чтобы вы получили ещё больше знаний о природе и её обитателях, и бережно относились ко всему живому!

Восп.

Мы викторину начинаем
И всем участникам желаем:
Идти к своей победе смело,
На все вопросы отвечать,
Заданья выполнять умело
И никогда не унывать!

В нашей викторине принимают участие две команды :

«Чистый родничок»- капитан…

«Защитники леса»- капитан…

1.Приветствие команды «Чистый родничок» (капитан)

Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылёк.
Сохраним мы красоту природы,
Пусть журчит, искрится
Чистый родничок!

2.Приветствие команды «Защитники леса» (капитан)

Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лес сажаем и растим,
Его мы защитим,
Никому в обиду не дадим!

 Конкурсы:
  1. Хоровод загадок (поочерёдно каждой команде)

 1.Серый зверёк через палку скок –
Длинные ноги, а хвост короток. (заяц)

2.Весь в колючках, ворчит, как злючка,
Чуть испугается, клубочком свивается. (ёж)

3.Не мотор, а гудит, не пилот, а летит,
Не змея, а жалит.   (пчела)

4.Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (бабочка)

5.На шесте дворец, во дворце певец,
А зовут его…    (скворец)

6.Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …. (снегири)

7.Я под шапкою цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (гриб)

8.На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он, а жильцов в нём —
Миллион. (муравейник)

9.Голубой аэропланчик
Сел на жёлтый одуванчик. (стрекоза)

10.Нос долог, голос тонок.
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (комар)

Цветы и травы (поочерёдно каждой команде, назвать правильный ответ, выбрать картинку с изображением)

1Вся полянка покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебристый перезвон… (колокольчик)

2.Сегодня полянка золотисто — жёлтая от цветов, завтра – бело- пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают лёгкие пушинки… (одуванчик)

3.Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натёршему ногу или поранившему руку.(подорожник)

4.Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать. (мать-и-мачеха)

5.Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков- красная ягода. Но есть её нельзя- она ядовита. (ландыш)

6.Красивый цветок, но ядовитый, злой. Лютый, как говорят о нём в народе. (лютик)

 Любители сказок (участники команд поочерёдно называют сказку, в названии которой упоминается животное, растение, птица)

Гуси- Лебеди; Журавль и Цапля; Лиса и Журавль; Три Медведя; Петушок- золотой Гребешок;  Финист- Ясный Сокол; Серая Шейка; Кот, Петух и Лиса; Маша и Медведь; Мужик и Медведь; Винни- Пух; Волк и семеро Козлят; Царевна- Лягушка; Кот в сапогах; Курочка Ряба; Заяц- Хвастун; Кошкин дом; Конёк- Горбунок; Сказка о Рыбаке и Рыбке; Гадкий Утёнок; Три Поросёнка; Муха — Цокотуха; Цветик-Семицветик; Белая Уточка; Бычок- смоляной бочок; Свинка- золотая щетинка.

Восп. Ребята, все вы, наверное, не раз собирали в лесу грибы. Многие люди очень любят это занятие, которое ещё называется «Тихая охота». Приятно побродить по лесу с корзинкой в руках, увидеть разноцветные шляпки грибов под листочками. На нашей полянке выросли некоторые грибы. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай по описанию». Вы должны не только назвать гриб, но и показать его.

«Угадай по описанию» (поочерёдно каждой команде. Игроки называют ответ, выбирают картинку)

  1. Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела.А у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь её. Может, поэтому и получил гриб своё название.(белый гриб)
  2. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую блестят, будто смазанные маслом.(маслята)
  3. Живут эти грибы на деревьях или на пеньках большими компаниями. Иногда с одного дерева или пенька можно собрать сразу почти целое лукошко! (опята)
  4. Этот гриб можно встретить не только под берёзой. Но чаще всего он растёт именно под этим деревом.(подберёзовик)
  5. У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, и жёлтые, и фиолетовые. А название- одно. (сыроежки)
  6. Шляпки этих грибов похожи на опавшие осенние листья дерева, под которым они чаще всего встречаются.(подосиновик)
 Конкурс капитанов.

 Задание №1.  Выбери правильный ответ:

А) На каком дереве растут бананы?

— на сосне

— на пальме

— на берёзе

Б) Как называется самое прожорливое насекомое?

— бабочка

— саранча

— клоп

Задание №2. Какие растения названы именами людей?

(назвать поочерёдно)

Маргаритка, Анютины глазки, вероника, Иван- да Марья, Роза, Иван- чай.

 Задание №3. На шаг- название:

(кто больше назовёт)

  1. Животное
  2. Птица

Задания для зрителей

 А) Загадки:

1.Удивительный портной,-
Нет иголки ни одной,
И машинки швейной нет,
И утюг не разогрет…
Но зато иголки есть,
Сколько? И не перечесть! (ёж)

2.Нам издали красная шапка видна
Лесного обманщика- хвастуна.
Ему к нам в корзинку попасть не придётся,
Пусть мухам на гибель в лесу остаётся.(мухомор)

3.А кого в лесу недаром
Называют санитаром?
Клювом он стучит: тук- тук,
Где тут, где тут вредный жук? (дятел)

4.Длиннохвостая она,
Со спины черным- черна,
Брюшко белое да плечи,
Тарахтенье вместо речи,
Хоть кого увидит- вмиг
Поднимает стрекот- крик. (сорока)

5.Днём слепа, ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот.(сова)

6.Распустила хвост жар- птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс… (павлин)

 Б) Телеграммы от сказочных персонажей (назвать персонаж и сказку)

1.Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братцев! (Волк и семеро козлят)

2.Бабушка и дедушка, спасите! За мной гонится лиса! (Колобок)

3.Спасибо, ласточка, за чудесное спасение! (Дюймовочка)

4.Несёт меня лиса, за тёмные леса, Котик- Братик, выручи меня! (Петух; Кот, Петух и Лиса)

5.Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите! (Заяц, ледяная избушка)

 В) Для малышей: карточка с названием животного или птицы, изобразить голос.

Корова, поросёнок, кошка, собака, петух, кукушка.

Экологическая сценка «В лесу»

(На сцене набросан мусор, на пеньке сидит Баба- Яга, охает)

Восп: Что это ты, Баба- Яга, такая разнесчастная?

Б-Я: Да вот, голубка моя, грустно мне оттого, что не могу я вас в своём лесу порадовать. Не справляюсь я!

Восп: Да что случилось- то? Говори поскорее! С чем это ты не справляешься?

Б- Я: Неполадки кругом, неполадки! Плохо в лесу стало и птицам и зверям, и растениям. Много гостей в лес приходит, а как вести себя в лесу- не знают. Посмотрите, что на поляне творится!

Ёж: (с метлой)

Ёж пыхтит и морщится,
Что я вам – уборщица?
Лес никак не подмету!
Соблюдайте чистоту!

Водяной:

Я – одинокий водяной,
Никто не водится со мной.
Друзья мои- лягушки,
Болеют, как старушки!

На дне моей квартиры
Бутылки, тряпки, вилы.
Не озеро- помойка!
Не уходи- постой-ка!

Кругом лежат жестянки,
Запчасти, склянки, банки-
Тьфу, какая гадость!
А мне так жить охота!

1-й реб:

Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб леса вокруг шумели,
И была на ягодах роса.

2-й реб:

Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса.

Ёж:

Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Водяной:

Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь.

Восп: А что вы предлагаете сделать для леса и Бабы- Яги? Чем им помочь?

Ёж: 

Мы, любители природы,
Соберём вокруг отходы-
И бутылки, и коробки,
И стаканчики, и пробки,
И ненужный людям хлам.
Разве это трудно нам?! (собирают мусор)

Б-Я: Вот молодцы, касатики мои!

Все: А умелые руки не знают скуки!

Восп:

Сосны, ёлки, берёзы, клёны…
Это лес – он наш друг зелёный!
Добрый друг, он шумит, поёт
И в прохладную тень зовёт.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас.

«Лесные заморочки» (игроки достают фишки с номерами заданий, воспитатель читает задание)

1.Его все называют «лесным» доктором за то, что он «лечит» деревья – вытаскивает из ствола и из- под коры вредных насекомых и их личинки. (дятел)

2.Всё у этой птицы не как у других- клюв не прямой и не кривой, крест- накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой. (клёст)

3.Этот жук летает и в апреле, и в июне. Но чаще всего – в мае. Отсюда и название этого жука. (майский)

4.Как называется бабочка, гусеница которой живёт на крапиве? (бабочка крапивница)

5.Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай – он нужен лесу: для некоторых животных этот гриб- лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку,- смертельный яд.  (мухомор)

6.Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодиками. Пройдёт мимо человек, пробежит зверь- уцепится плодик и путешествует. А где упадёт – может вырасти.  (репейник)

Восп. Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждёт:
Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт!?

Ребусы (для зрителей)

Разгадайте ребусы и вы узнаете, какие животные живут в лесу.

 Музыкальная пауза: танец.

Загадки Лесовичка (о явлениях природы)

1.На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.(град)

2.Приказало солнце- стой!
Семицветный мост крутой!
Туча скрыла солнца свет-
Рухнул мост, а щепок нет! (радуга)

3.Заревел вол на сто гор,
На тысячу городов. (гром)

4.Зимой на земле лежал,
Весной в реку побежал  (снег)

5.Неизвестно, где живёт,
Налетит- деревья гнёт,
Засвистит-  по речке дрожь,
Озорник, а не уймёшь. (ветер)

6.Старик- шутник на улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)

 Восп: Знакома с детства каждому
Их белая рубашка,
С серёдкой ярко- жёлтой,
Что за цветок? (Ромашка)

 Ромашка (загадки о цветах)

(игроки поочерёдно отрывают лепестки)

 Восп: Ребята, какое сейчас время года?У каждого времени года свой любимый цвет. У лета- зелёный, у осени- золотой, у зимы- белый. А какого цвета весна, вы узнаете, разгадав кроссворд.

Кроссворд (после отгадывания: Восп: Какого же цвета весна? Дети (хором): голубая)

Восп: Ну вот, ребята, мы проверили ваши знания о природе. Старайтесь беречь и охранять всё живое везде и всюду, бережно относитесь к природе и её обитателям. А на память о нашем мероприятии мы дарим вам медали «Знатоки природы».

  • Каждый цветок и травинка любая,

Птицы, что в синее небо взлетают,

Вся та природа, что нас окружает,

Нашей защиты, дружок, ожидают!

  • Всё, что мы видим с тобою всегда,-

Это природа!

  • Море и поле, речка и луг,

Синь небосвода,

  • Запах ромашки, и лес, и гора,

Земли и воды,

  • Звери лесные и люди добра,-

Это природа!

  • Рыбки и розы, снега и дожди,

Солнца восходы,

  • Будь же внимательным,

Не прогляди чудо природы.

 

Песня «Наша планета»

 Восп: Любите родную природу-
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.

Восп: На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!