классный час
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
Ц е л и: отработать формулы речевого этикета, прививать умения пользоваться ими в своем речевом поведении.
Форма проведения: комбинированная.
Ход классного часа
- Вступительная часть.
Инсценировка отрывка из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».
А в т о р. Странствия привели Утенка в дом, обитатели которого считали себя непререкаемыми авторитетами.
К у р и ц а. Умеешь ли ты нести яйца?
У т е н о к. Нет.
К у р и ц а. Так и держи язык на привязи.
К о т. Умеешь ли ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать?
У т е н о к. Нет.
Кот. Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди.
В о п р о с ы для анализа:
— Оцените ситуацию. Как объединить собеседников? (Быть равными.)
— Как нужно поступить, если вы затронули неподобающую тему? (Сменить тему разговора.)
— Что такое «вежливость в общении»? (Это проявление уважения к собеседнику, признание его достоинств.)
— По правилам вежливости запрещено шуметь, тревожить окружающих. Где нельзя громко разговаривать и почему?
Читает учитель (или ученик),
В музее, кинотеатре и трамвае
О том, о сем друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим.
О том, что мы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А между прочим, дождика все нет.
Пожалуйста, потише!
Тсс… Тсс! Ч-ч-ч!
В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас ни привела,
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.
Про то, что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила пять котлет,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет.
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать!
Ведь вас и так услышат,
Попробуйте все тихо рассказать!
- Игра.
Цель игры: показать, почему необходимо внимательно слушать собеседника и выполнять правила речевого этикета.
Ход игры: дети становятся в круг. Первый ученик начинает |рассказывать какую-нибудь историю, второй повторяет все то, что |рассказал первый, и продолжает рассказ и т. д.
Например:
1-й. «Моя кошка делает вот так» (движение рукой, имитирующее почесывание уха).
2-й. «Моя кошка делает вот так» (повторяет за 1-м). «И еще вот так» (прогибает спинку, имитируя потягивание).
3-й. «Моя кошка делает вот так» (повторяет движения за 1-м и 2-м). «И еще вот так» и т. д.
— Что мешало вам внимательно слушать товарищей? (Ответы детей.)
- Формулирование правил речевого поведения.
Учитель. Сделаем вывод, как правильно себя вести при общении слушающему, а как говорящему:
Говорящий:
- Говорить спокойно;
- смотреть доброжелательно;
- наблюдать за реакцией собеседника
- называть собеседника по имени;
- спрашивать, ясно ли изложенное.
Слушающий:
• Взглядом, мимикой показывать внимание, интерес;
• не перебивать
• попросить уточнить
У ч и т е л ь. Привычка запоминать и правильно называть имена своего собеседника, друга — один из секретов доброжелательных отношений. Некоторые люди не хотят тратить время на то, чтобы запечатлеть имя в своей памяти. А ведь это один из простых способов завоевать расположение окружающих. Как это сделать? Услышав чье-то имя, надо произнести его про себя. Затем в беседе употребить еще раз. Можно дома занести имя в записную книжку. Ведь кто-то обладает зрительной памятью, а у кого-то она — слуховая.
Человек как настоящий актер: в день играет множество ролей. Не задумываясь об этом, мы бываем и покупателями, и пассажирами, прохожими, зрителями.
- Разыгрывание ситуаций.
Ситуации:
- пассажир такси просит передать плату за проезд;
- прохожий спрашивает о времени;
- зритель в кинотеатре просит соседа впереди снять головной убор, так как ему ничего не видно;
- покупатель интересуется, есть ли необходимый журнал.
Слово учителя. Итак, общаясь друг с другом, мы пользуемся определенными словами-шаблонами. Попробуйте не употреблять их, вы испытаете затруднения в общений»
— Чтобы общение приносило вам удовлетворение, взаимопонимание, чего надо избегать?
Существуют запреты в общении. Избегайте грубых слов, насмешек в адрес собеседника; обидного, презрительного, унижающего тона, угроз.
Если соблюдать эти нехитрые правила, вы станете интересным и желанным собеседником.