Урок обучения грамоте (письмо) в 1  классе

Тема урока: «Письмо заглавной буквы Ё».

Учитель начальных классов:  Логунова Елена Александровна.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Технология: на игровой основе.

Система обучения: «Школа – 2100».

 

Цели урока:

  1. Обучающая цель:

— учить письму заглавной буквы Ё, соединению ее с другими буквами;

— продолжить работу по формированию умения списывания с печатного текста.

  1. Развивающая цель:

— развивать речь детей, фонематический слух, мышцы рук.

  1. Воспитательная цель:

— воспитывать положительное отношение к урокам письма;

— учить детей сотрудничать с одноклассниками.

Формирование компетенций:

— информационные;

— коммуникативные;

— готовность к социальному взаимодействию.

Оборудование:

— образец написания буквы Ё;

— иллюстрации Гнома, аэросаней;

— карточки со словами:

Елочка лесу       в растет

— разрезные слоги;

— фонограмма песни « В лесу родилась ёлочка…

Ход урока

  1. Организация детей на занятие. Мобилизующий этап.

Учитель: Встаньте ровно и красиво. Улыбнитесь друг другу.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

— Ребята, какие буквы вы уже умеете писать?

— Вы любите мечтать или воображать? Умение воображать вам сегодня пригодится на уроке. Представьте, что наступает Новый год. Без чего не может обойтись этот праздник?  (Без Деда Мороза, Снегурочки и ёлки).

  1. Актуализация знаний.

Учитель: А какую новую букву вы изучили на уроке обучения грамоте?

( Букву Ё).

— Какое из вышеперечисленных слов, без которых не может пройти новогодний праздник, вы начнете писать с буквы Ё? (Ёлка).

 А). Прочитайте слова:

ёрш – ёршик,  ершиться;

ёж – ёжик, ёжиться;

ёлка – ёлочка, еловая.

— Как вы понимаете смысл слов «ершиться» и «ёжиться»?

«Ёж на поляне собирал грибы».  «Ёрш плескался в воде».  «Ёлка зеленела на опушке».

— Что общего у этих предложений?   (Первое слово каждого предложения начинается с заглавной  буквы Ё).

— Умеем ли мы с вами писать заглавную букву Ё?

Учитель:

— Сегодня на уроке будем учиться писать новую букву. Давайте сегодня напишем так, чтобы в каждой тетради я могла написать слова: «Молодец!», «Умница!». Писать каждую букву надо аккуратно и красиво. Каждое слово – это «необычное кружево» из букв.

— Напомните мне, с какой новой буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте? (Буква Ё).

— А с каким из ее секретов вы ознакомились?  (Обозначает два звука в начале слова и после гласной буквы).

— Назовите эти звуки.

Физкультминутка. ( Упражнение для пальцев).

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев,

Пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить,

Чтобы их же посчитать:

1, 2, 3, 4, 5.

Б). Штриховка.

    Учитель: К нам сегодня на урок пришел Гномик. Однажды с ним случилась такая история. В новогоднюю ночь Гномик собрался к своим друзьям Гномам, которые жили за дальним лесом. Дорога была трудная-претрудная, заснеженная, дальняя. Нарисуем Гному такой вид транспорта, который поможет легко передвигаться по такой дороге. Это будут аэросани – механические сани с воздушным винтом.

В). Релаксация. Рисование узора «Лес».

Учитель: Аэросани мчатся быстро. Мимо мелькают ели, сосны. Деревья высокие и низкие. Дорога то поднимается, то опускается, то бежит вокруг полянки. Нарисуем лес, который можно увидеть по дороге. (Самостоятельное рисование леса).

Г). Повторение письма букв е, е.

          На пути Гному встретился сугроб, а в нем спрятались буквы. Одни буквы красные, а другие синие.

— Угадайте, какие это буквы? ( Гласные – красные, а другие — синие, это буквы, которые обозначают согласные звуки.)

— Назовите гласные буквы. (е, ё).

— Как отличить букву е от буквы е?

— Запишите половину строчки буквы е, а на второй половине букву ё.

  1. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Работа над формой заглавной буквы Ё.

Учитель:

— В одном сугробе спряталась еще какая-то буква.

— «Как тебя зовут?» — спросил Гном. (Буква Ё).

Расскажи-ка, буква Ё,

Как твое житье-бытье.

Буква Е дает ответ:

«Ничего житье течет».

— Расскажите, дети, все о букве Ё. ( Буква Ё – хитрая, так как обозначает два звука    Й, О    в начале слова и после гласного, обозначает мягкость согласного звука в слоге-слиянии.

— А зачем нужна заглавная буква Ё(Ответы учащихся).

Гномик: Какая трудная буква. Не пойму, как ее пишут.

  1. Усвоение новых знаний.

Учитель: Ребята, рассмотрите внимательно букву Ё и расскажите, из каких элементов она состоит.

— Сколько их? ( У буквы Ё — два полуовала и две точки сверху.)

Учитель:  Гномик хотел объехать букву Ё, но она не отпустила его. Посадила на самый верх и держит. Тогда Гном решил опуститься по букве и ехать дальше к своим друзьям.

— Гномик был на самом верху. Поставим пальчик на модели – буквы на то место, где сидит Гном. Потом опустимся по полуовальной голове буквы, потом – по закругленной спинке. (Показ учителя).

— Что такое? Не отпускает буква Гнома. Почему? ( Забыл он две точки над буквой поставить).

— Но буква все равно не отпускает его. Она говорит: «Я отпущу тебя, если ребята научатся красиво и правильно меня писать».

— Ребята, поможем Гному! Тогда посмотрите, как пишется эта буква.

( Показ и объяснение написания заглавной буквы Е учителем на доске; имитация написания буквы в воздухе; письмо буквы по образцам; самостоятельное письмо; исправление ошибок).

      Учитель: Белоснежка очень хочет посмотреть, как вы справились с заданием.

— А из какой сказки к нам пришли сегодня гости Белоснежка и Гном?

—  Почему Белоснежка оказалась в лесу?

— Каким перед ней предстал лес?

— Как поступили гномики по отношению к ней?

— А что вы можете сказать о мачехе Белоснежки?

— Молодцы, ребята! Отпустила буква  Ё  Гномика. Он сел на аэросани и поехал дальше. А мы немного отдохнем.

Физминутка.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз, и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.

  1. Закрепление новых знаний.

Учитель: В лесу стали все больше попадаться деревьев. Вы узнаете, какие это деревья, если отгадаете загадку:

Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Ель).

(На доске из букв разрезной азбуки слова: (ель – ёлка – ёлочка).

А). Давайте поиграем в игру «Что изменилось?»

(Дети закрывают глаза, слова постепенно изменяются).

— Объясните смысл этих слов.

— Какое слово больше подходит к иллюстрации? (Ёлка).

— Докажите, почему? (Слого-звуковой анализ слова ёлка).

— Соотнесите слово и схему слова елка.

— Сколько слогов?

— Назовите ударный слог.

— Назовите первый слог и расскажите о звуках этого слога.

— Назовите второй слог и расскажите о звуках этого слога.

— Сколько всего звуков в этом слове?

— Сколько всего букв в слове елка?

— Почему звуков больше, чем букв?

— Запишите эти слова с комментированием.  (Запись слов.)

Б). Списывание с печатного текста.

Учитель: В лесу Гномик. Кроме елей, встретил еще и другие деревья.

Соберите название деревьев из слогов.

О                 РЕ                  НА

БЕ               БА                 ЗА

ВЕР             СИ 

— Запишите эти слоги самостоятельно. (Самостоятельная работа).    

В). Составление предложения.

Учитель: Снежинки кружились, кружились и на деревьях расставляли карточки со словами. Они дали Гному задание: составить предложение из этих слов,  расставив карточки по порядку.

Елочка лесу в растет

Учитель: А как по-другому можно построить предложение?
( Дети    составляют предложение, читают его, находят слова с безударными гласными и записывают с проговариванием).«Ёлочка растет в лесу».

( Растет в лесу ёлочка. В лесу растет ёлочка. Ёлочка в лесу растет. Растет ёлочка в лесу. В лесу ёлочка растет.)

— А какую новогоднюю песенку про ёлочку вы знаете? Давайте ее споем.  (Дети исполняют песню).

— А вы знаете, кто для вас написал эту песню?

Рассказ учителя.

            Когда-то очень давно Р.А.Кудашева написала это стихотворение для детей. Из этого стихотворения взяли отдельные куплеты и получилась полюбившаяся людям песенка про елочку. А начиналось стихотворение словами:

Гнутся ветки мохнатые

Вниз к головкам детей;

Блещут бусы богатые

Переливом огней;

Шар за шариком прячется,

А звезда за звездой,

Нити светлые катятся,

Словно дождь золотой…

Поиграть, позабавиться

Собрались дети тут,

И тебе, ель красавица,

Свою песню поют.

Все звенит, разрастается

Голосков детский хор,

И, сверкая, качается

Елки пышный убор.

— А дальше пели всем известные строки.

  1. Повторение и закрепление ранее изученного.

Учитель: Когда Гномик ехал по волшебному лесу, то в сугробе увидел какие-то слова. Это кроссворды.  Отгадайте их. ( Капуста, тарелка, каток).

— Что общего в этих словах?  Найдите общий элемент.

— Запишите очень красиво, поставьте знак ударения, подчеркните безударные гласные.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Как вы думаете, ребята, помогли ли вы Гному справиться с заданиями?

— Благодаря вам он вовремя добрался до своих друзей и Белоснежки. Ему очень понравилось у вас на уроке. О чем он расскажет им? Подумайте и скажите, что ему могло понравиться больше всего?

— А что бы у него вызвало при письме затруднение, если бы он писал вместе с вами?

— Хлопните в ладоши все, кому было на уроке интересно.