Урок обучения грамоте (письмо) в 1 классе
Тема урока: «Письмо заглавной буквы Ё».
Учитель начальных классов: Логунова Елена Александровна.
Вид урока: урок изучения нового материала.
Технология: на игровой основе.
Система обучения: «Школа – 2100».
Цели урока:
- Обучающая цель:
— учить письму заглавной буквы Ё, соединению ее с другими буквами;
— продолжить работу по формированию умения списывания с печатного текста.
- Развивающая цель:
— развивать речь детей, фонематический слух, мышцы рук.
- Воспитательная цель:
— воспитывать положительное отношение к урокам письма;
— учить детей сотрудничать с одноклассниками.
Формирование компетенций:
— информационные;
— коммуникативные;
— готовность к социальному взаимодействию.
Оборудование:
— образец написания буквы Ё;
— иллюстрации Гнома, аэросаней;
— карточки со словами:
Елочка | лесу | в | растет |
— разрезные слоги;
— фонограмма песни « В лесу родилась ёлочка…
Ход урока
- Организация детей на занятие. Мобилизующий этап.
Учитель: Встаньте ровно и красиво. Улыбнитесь друг другу.
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
— Ребята, какие буквы вы уже умеете писать?
— Вы любите мечтать или воображать? Умение воображать вам сегодня пригодится на уроке. Представьте, что наступает Новый год. Без чего не может обойтись этот праздник? (Без Деда Мороза, Снегурочки и ёлки).
- Актуализация знаний.
Учитель: А какую новую букву вы изучили на уроке обучения грамоте?
( Букву Ё).
— Какое из вышеперечисленных слов, без которых не может пройти новогодний праздник, вы начнете писать с буквы Ё? (Ёлка).
А). Прочитайте слова:
ёрш – ёршик, ершиться;
ёж – ёжик, ёжиться;
ёлка – ёлочка, еловая.
— Как вы понимаете смысл слов «ершиться» и «ёжиться»?
«Ёж на поляне собирал грибы». «Ёрш плескался в воде». «Ёлка зеленела на опушке».
— Что общего у этих предложений? (Первое слово каждого предложения начинается с заглавной буквы Ё).
— Умеем ли мы с вами писать заглавную букву Ё?
Учитель:
— Сегодня на уроке будем учиться писать новую букву. Давайте сегодня напишем так, чтобы в каждой тетради я могла написать слова: «Молодец!», «Умница!». Писать каждую букву надо аккуратно и красиво. Каждое слово – это «необычное кружево» из букв.
— Напомните мне, с какой новой буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте? (Буква Ё).
— А с каким из ее секретов вы ознакомились? (Обозначает два звука в начале слова и после гласной буквы).
— Назовите эти звуки.
Физкультминутка. ( Упражнение для пальцев).
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев,
Пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
Чтобы их же посчитать:
1, 2, 3, 4, 5.
Б). Штриховка.
Учитель: К нам сегодня на урок пришел Гномик. Однажды с ним случилась такая история. В новогоднюю ночь Гномик собрался к своим друзьям Гномам, которые жили за дальним лесом. Дорога была трудная-претрудная, заснеженная, дальняя. Нарисуем Гному такой вид транспорта, который поможет легко передвигаться по такой дороге. Это будут аэросани – механические сани с воздушным винтом.
В). Релаксация. Рисование узора «Лес».
Учитель: Аэросани мчатся быстро. Мимо мелькают ели, сосны. Деревья высокие и низкие. Дорога то поднимается, то опускается, то бежит вокруг полянки. Нарисуем лес, который можно увидеть по дороге. (Самостоятельное рисование леса).
Г). Повторение письма букв е, е.
На пути Гному встретился сугроб, а в нем спрятались буквы. Одни буквы красные, а другие синие.
— Угадайте, какие это буквы? ( Гласные – красные, а другие — синие, это буквы, которые обозначают согласные звуки.)
— Назовите гласные буквы. (е, ё).
— Как отличить букву е от буквы е?
— Запишите половину строчки буквы е, а на второй половине букву ё.
- Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Работа над формой заглавной буквы Ё.
Учитель:
— В одном сугробе спряталась еще какая-то буква.
— «Как тебя зовут?» — спросил Гном. (Буква Ё).
Расскажи-ка, буква Ё,
Как твое житье-бытье.
Буква Е дает ответ:
«Ничего житье течет».
— Расскажите, дети, все о букве Ё. ( Буква Ё – хитрая, так как обозначает два звука Й, О в начале слова и после гласного, обозначает мягкость согласного звука в слоге-слиянии.
— А зачем нужна заглавная буква Ё? (Ответы учащихся).
Гномик: Какая трудная буква. Не пойму, как ее пишут.
- Усвоение новых знаний.
Учитель: Ребята, рассмотрите внимательно букву Ё и расскажите, из каких элементов она состоит.
— Сколько их? ( У буквы Ё — два полуовала и две точки сверху.)
Учитель: Гномик хотел объехать букву Ё, но она не отпустила его. Посадила на самый верх и держит. Тогда Гном решил опуститься по букве и ехать дальше к своим друзьям.
— Гномик был на самом верху. Поставим пальчик на модели – буквы на то место, где сидит Гном. Потом опустимся по полуовальной голове буквы, потом – по закругленной спинке. (Показ учителя).
— Что такое? Не отпускает буква Гнома. Почему? ( Забыл он две точки над буквой поставить).
— Но буква все равно не отпускает его. Она говорит: «Я отпущу тебя, если ребята научатся красиво и правильно меня писать».
— Ребята, поможем Гному! Тогда посмотрите, как пишется эта буква.
( Показ и объяснение написания заглавной буквы Е учителем на доске; имитация написания буквы в воздухе; письмо буквы по образцам; самостоятельное письмо; исправление ошибок).
Учитель: Белоснежка очень хочет посмотреть, как вы справились с заданием.
— А из какой сказки к нам пришли сегодня гости Белоснежка и Гном?
— Почему Белоснежка оказалась в лесу?
— Каким перед ней предстал лес?
— Как поступили гномики по отношению к ней?
— А что вы можете сказать о мачехе Белоснежки?
— Молодцы, ребята! Отпустила буква Ё Гномика. Он сел на аэросани и поехал дальше. А мы немного отдохнем.
Физминутка.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз, и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
- Закрепление новых знаний.
Учитель: В лесу стали все больше попадаться деревьев. Вы узнаете, какие это деревья, если отгадаете загадку:
Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Ель).
(На доске из букв разрезной азбуки слова: (ель – ёлка – ёлочка).
А). Давайте поиграем в игру «Что изменилось?»
(Дети закрывают глаза, слова постепенно изменяются).
— Объясните смысл этих слов.
— Какое слово больше подходит к иллюстрации? (Ёлка).
— Докажите, почему? (Слого-звуковой анализ слова ёлка).
— Соотнесите слово и схему слова елка.
— Сколько слогов?
— Назовите ударный слог.
— Назовите первый слог и расскажите о звуках этого слога.
— Назовите второй слог и расскажите о звуках этого слога.
— Сколько всего звуков в этом слове?
— Сколько всего букв в слове елка?
— Почему звуков больше, чем букв?
— Запишите эти слова с комментированием. (Запись слов.)
Б). Списывание с печатного текста.
Учитель: В лесу Гномик. Кроме елей, встретил еще и другие деревья.
Соберите название деревьев из слогов.
О РЕ НА
БЕ БА ЗА
ВЕР СИ
— Запишите эти слоги самостоятельно. (Самостоятельная работа).
В). Составление предложения.
Учитель: Снежинки кружились, кружились и на деревьях расставляли карточки со словами. Они дали Гному задание: составить предложение из этих слов, расставив карточки по порядку.
Елочка | лесу | в | растет |
Учитель: А как по-другому можно построить предложение?
( Дети составляют предложение, читают его, находят слова с безударными гласными и записывают с проговариванием).«Ёлочка растет в лесу».
( Растет в лесу ёлочка. В лесу растет ёлочка. Ёлочка в лесу растет. Растет ёлочка в лесу. В лесу ёлочка растет.)
— А какую новогоднюю песенку про ёлочку вы знаете? Давайте ее споем. (Дети исполняют песню).
— А вы знаете, кто для вас написал эту песню?
Рассказ учителя.
Когда-то очень давно Р.А.Кудашева написала это стихотворение для детей. Из этого стихотворения взяли отдельные куплеты и получилась полюбившаяся людям песенка про елочку. А начиналось стихотворение словами:
Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться
Собрались дети тут,
И тебе, ель красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается
Голосков детский хор,
И, сверкая, качается
Елки пышный убор.
— А дальше пели всем известные строки.
- Повторение и закрепление ранее изученного.
Учитель: Когда Гномик ехал по волшебному лесу, то в сугробе увидел какие-то слова. Это кроссворды. Отгадайте их. ( Капуста, тарелка, каток).
— Что общего в этих словах? Найдите общий элемент.
— Запишите очень красиво, поставьте знак ударения, подчеркните безударные гласные.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Как вы думаете, ребята, помогли ли вы Гному справиться с заданиями?
— Благодаря вам он вовремя добрался до своих друзей и Белоснежки. Ему очень понравилось у вас на уроке. О чем он расскажет им? Подумайте и скажите, что ему могло понравиться больше всего?
— А что бы у него вызвало при письме затруднение, если бы он писал вместе с вами?
— Хлопните в ладоши все, кому было на уроке интересно.