Комбинированный урок–путешествие «Воинская слава»
(окружающий мир — математика, 4 класс, по программе «2100»)
Разработка учителя начальных классов Даниелян С.В.
по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких «Математика», 4 класс.
Цели:
Закрепление изученного материала по математике и окружающему миру в 4 классе. Развитие познавательных способностей.
Задачи:
1. Повторение и закрепление теоретических знаний.
2. Развитие речи учащихся.
3. Развитие умственных способностей.
4. Привитие интереса и любви к учебным предметам.
5. Расширение кругозора.
6. Воспитание патриотических чувств.
Ход урока.
Приближается великий День Победы – 9 мая, и сегодня мы будем говорить о воинской славе, о тех, кто отстаивал рубежи нашей Родины.
Сегодня у нас необычный урок — путешествие. С помощью машины времени мы перенесёмся в 18 век, во времена правления императрицы Екатерины ΙΙ. В этом путешествии вы сможете узнать, как в тяжелейших боях российской армией и флотом были завоёваны берега Чёрного и Азовского морей и открыты южные торговые пути. Как талантом и трудом многих русских людей строилась наша страна, как она становилась в один ряд с великими европейскими державами.
План нашей работы:
1) эстафета
2) задача №2, стр.71 (самостоятельно)
3) задача №4, стр.72
4) задача №2, стр. 72 (устно)
5) задачи №2, стр. 74 (самостоятельно)
6) задача №3, стр. 74 (устно)
7) уравнения
8) дроби
Проверим боевой дух нашего класса.
Эстафета между колонками. Какая колонка быстрее и правильнее решит примеры? В завершении эстафеты узнаем имена выдающихся военачальников того времени, чьи славные дела вершили историю нашей страны. Для этого к каждому полученному ответу подставим соответствующую букву.
120×8= 960 (Р) | 210:3=70 (О) | 1000-40=960 (Р) |
360:90= 4 (У) | 600+360= 960 (Р) | 35×2=70 (О) |
573+200=773 (М) | 5000+6000 =11000 (Л) | 500:2=250 (В) |
270-150=120 (Я) | 400-330= 70 (О) | 123-119=4 (У) |
130+160=290 (Н) | 700-450=250 (В) | 90×9=810 (Ш) |
400×6=2400 (Ц) | 70×30=2100 (С) | 110+160=270 (А) |
160:80= 2 (Е) | 240:80= 4 (У) | 540:90=6 (К) |
1000:4=250 (В) | 5×50=250 (В) | 150-80=70 (О) |
800-210=590 ( ) | 490:7=70 (О) | 170+80=250 (В) |
Проверим полученные ответы. Победила … колонка. Какие фамилии у нас получились? Прочитаем их хором. (На доску вывешиваются портреты полководцев.) Класс к путешествию готов!
Осенью 1768 года правительство Турции объявило России войну. Это была война за южные моря и торговые морские пути.
Фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев. Первые победы русской армии в войне с Турцией.
(Читает ученик по учебнику) К началу войны с Турцией П.А. Румянцев был опытным полководцем, одержавшим немало побед, и императрица Екатерина ΙΙ сделала его главнокомандующим русскими войсками в турецкой войне.
В битве при реке Кагул 21 июля 1770 года русские войска, возглавляемые фельдмаршалом Румянцевым, который лично бросился в бой и повёл полки в наступление, разгромили объединенную армию противника.
Самостоятельное решение задачи №2, стр.71 учебника.
Под началом Румянцева находилось 27 000 пехотинцев и 3 000 бойцов конницы. Во сколько раз силы противника превышали силы русских, если армия великого визиря состояла из 150 000 человек?
/Проверка устно с объяснением, что узнавали каждым действием. 150 000:(27 000+3 000)=5 (раз)/
Задачу №4, стр.72 мы решим вместе.
В 14 часов 07 минут отряд русской конницы начал преследовать отряд противника. Отступавший к переправе через Дунай со скоростью 180 м/мин. В этот момент расстояние между ними было 495м. С какой скоростью должен был двигаться отряд русской конницы, чтобы догнать турков через 11 минут?
(На доске 1 ученик чертит схему к задаче, 2 ученик записывает решение по действиям с пояснениями, 3 ученик записывает другой способ решения задачи.)
Решение 1способом. Решение 2 способом.
1) 180•11=1980 (м) 1) 495:11=45 (м/мин)
2) 1980+495=2475 (м) 2) 180+45=225 (м/мин)
3) 2475:11=225 (м/мин)
/Наводящие вопросы при затруднении в выборе 2 способа: Кто шел с большей скоростью? Кто догонял? А насколько его скорость должна быть больше? (На скорость сближения.) Как найти скорость сближения?/
После решающего Кагульского сражения турецкие крепости на левом берегу Дуная были завоеваны русскими войсками почти без боя.
Генерал Алексей Григорьевич Орлов. Победы русского флота.
(Читает ученик по учебнику) Для полного успеха русской армии требовалось победить не только сухопутные войска противника, но и его флот. Однако в то время у России не было своих кораблей на южных границах. И тогда к берегам Турции был направлен отряд Балтийского флота под командованием генерала А.Г. Орлова.
Летом 1770 г. Русская эскадра нанесла неприятелю сокрушительный удар в Чесменской бухте.
Задача №2, стр.72 на сообразительность.
В 23 часа 59 минут 25 июня в самый центр эскадры противника двинулись четыре русских зажигательных судна, через 25 минут экипажи судов подожгли запалы, ещё через 15 минут раздался взрыв, разметавший суда турецкой эскадры. Назови дату и время этого взрыва.
/Как считали? 25мин. + 15 мин. – 1 мин. Ответ: 26 июня 0 ч. 39 мин. Встаньте, у кого получился такой же ответ./
В июле 1774 года Россия и Турция заключили мирный договор. Россия приобрела выход к Чёрному морю и право иметь здесь свой флот.
Генерал Александр Васильевич Суворов. Взятие Измаила.
(Читает ученик по учебнику) Надеясь вернуть утраченные владения, в 1787 г. султан вновь объявил войну России. Русские войска одержали в этой войне множество славных побед. На весь мир прогремело имя гениального полководца А.В. Суворова, за всю жизнь не проигравшего ни одного сражения. Для окончательного изгнания турок с северных берегов Чёрного моря нашим войскам нужно было взять крепость Измаил на Дунае. Построенная французскими инженерами, эта крепость считалась неприступной.
Задачу №2, стр.74 решите самостоятельно.
На штурм Измаила были направлены 7 колонн русских войск, в среднем по 5 000 человек в каждой колоне. Крепость защищали 40 000 янычар. Чьих войск было больше и на сколько?
/Взаимопроверка. 40 000 — (5 000 × 7) = 5 000 (ч.) Сравним первую задачу с этой. Чем похожи и чем отличаются их вопросы? Какого вида эти задачи? Встаньте, кто решил правильно./
Задача №3, стр.74 решается устно в паре с соседом.
В 4 часа 57 минут 11 декабря 1790 года ударные колонны русской пехоты двинулись на штурм Измаила. В 15 часов 42 минуты крепость пала. Сколько времени длилось сражение?
/Как рассуждали? (До 5.00 — 3 мин.; до15ч. 42 мин. — 10 ч. 42 мин. Итого — 10 ч. 45 мин.)/
Предлагаю вашему вниманию видеосюжет о взятии Измаила. (ТСО)
Адмирал флота Фёдор Фёдорович Ушаков.
(Читает ученик по учебнику) Окончательный удар Турции на море нанесли корабли молодого Черноморского флота под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова. На него возлагалась ответственная задача – поддерживать войска Суворова. В конце лета этого же года русская эскадра нанесла первый сокрушительный удар турецкому флоту.
Решите уравнения и вы узнаете, как назывался полуостров, завоёванный русской армией в этой войне. (На доске двусторонние карточки с ответами и буквами.)
160 • x = 3 200 x = 20 (К)
120 : x = 30 • 2 x = 2 (р)
y• 160 = 900 + 700 y = 10 (ы)
320 • 2 – x = 240 x = 400 (м)
/Учащиеся выходят к доске, объясняют выбор решения, рассказывают правило нахождения неизвестного компонента, называют ответ, переворачивают карточку./
В 1791 году Россия и Турция подписали мирный договор. Южные границы России были окончательно утверждены на берегах полуострова Крым. (На доску вывешивается карта с изображением Крыма.)
В честь победы русской армии в русско-турецкой войне в Санкт-Петербурге был установлен памятник. Вы узнаете его название, если правильно расставите дроби в порядке возрастания. (На доске карточки с дробями и слогами на обратной стороне.) Вопросы: 1) Чему равен 1 век? 2) Как найти часть от целого? 3) Как считали?
25/100в.; 1/2в.; 3/4в.; 2/25в.; 6/10в.; 3/10в.; 2/5в.
ков во та Мос ро ски е
/Учащиеся выполняют вычисления в тетрадях, находя значение каждой дроби, расставляют карточки в нужном порядке на доске. Переворачиваем карточки и читаем слово. На доске появляется фотография с изображением Московских Триумфальных ворот./
Подведение итогов урока.
Было ли вам интересно на уроке? Что понравилось, что запомнилось?
Дома вы решите задачи № 4,5, стр.73, №1,2, стр.74 и узнаете ещё много интересного о русско-турецкой войне.
Выставление оценок (по ходу урока и в конце).
Мы с вами успешно завершили путешествие в прошлое и возвращаемся в какой век? Спасибо всем за продуктивную работу.
/За основу взяты уроки №116-117 из учебника Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. «Математика» 4 класс, стр.71./