Если мамы случайно нет дома

… к процессу воспитания наследников должны подключиться мы — отцы. Но не просто подключиться… Не дай бог провести время бесцельно и разрушительно для фундамента будущей личности, денно и нощно закладываемого мамой! Успех воспитания в единстве требований! — восклицает она ежедневно, цитируя классика отечественной педагогики. Я, конечно, не спорю. Но задумываюсь и понимаю, что далеко не во всем согласен с мамой и не во всех ее требованиях готов проявить единство.

Например:

Мама требует сиюминутного выполнения необъятного множества поручений: пришел – переоденься, повесь форму, помой руки, убери портфель… Сел на секунду на диван – все! Конец света и – КРИК!

Мы, папы, считаем крик крайней мерой! Поэтому готовы пожертвовать пятью–десятью минутами сидения на диване в школьных брюках, с грязными руками. От отцовского крика сын должен выронить из рук первую сигарету, будучи уверенным в том, что за этим воплем последует смерть! Только тогда эта мера возымеет педагогический эффект! Во всех иных случаях – строгий выразительный взгляд. Да, от этого взгляда ребенок не кинется сразу выполнять все по списку, и вполне возможно, что форма проваляется мятая до вечера. Но, уверяю вас, это не от недостатка уважения к отцовскому авторитету. Просто эффект взгляда девальвирован маминым подходом! Она-то кричит чуть что…

Мама – просто раба вещей! Оборвана вешалка на куртке – кошмар! Грязные колени – ужас! А уж если в школе потеряна шапка – высшая мера наказания!

А я не хочу, чтобы парень сто раз подумал, стоит ли вступиться за девочку, если ненароком можно пиджачок замарать! Или в честном бою (кто из нас, отцов, в нем не побывал в школьные годы!) прослыл трусом, судорожно раскладывая по карманам шапочки-шарфики и прижимая к сердцу мешок со сменкой, – не дай бог упадет и потеряется! И вообще! Как человек должен научиться отделять зерна от плевел? Как отличить главное от второстепенного, если постоянно озабочен только тем, как бы не порвать, не изгваздать и не потерять что-нибудь?! Именно поэтому я принципиально не присоединяюсь к маминому негодованию в доброй половине подобных случаев. А вовсе не из-за чемпионата «Формулы-1», как она думает.

А что за фанатизм в желании мамы, чтобы ребенок был сыт? В самом деле, он же не грудной! Не поел первого — трагедия. И начинаются уговоры: ну, ложечку; ну, немножечко… А как же: исхудает бедная деточка, муха сядет — синяков наставит…

Ребенок – свободный член общества! И он вправе хотеть или не хотеть кушать суп! Не хочешь есть – свободен! Захочешь – придешь, поешь. Суп ведь никуда не денется. Ну да, он остыл, пленка на нем жирная образовалась, вид у него не очень. Так и голод – не тетка. Зато теперь это не просто суп – это урок, из которого будет сделан вывод: свободный выбор влияет на качество твоей жизни! По-моему, сие очевидно! Только как объяснить это маме, грозно нависшей над нами с вопросом: «Суп ели?!»

Нет, я маму не критикую! Просто предлагаю задачи человековоспитательные не противопоставлять местами задачам личностноразвивающим. Тогда мы непременно сольемся в единстве требований, как и завещал классик отечественной педагогики.

Автор: Евгений Кузнецов