Игра «Новогодний квест»

Игра предназначена для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы в предновогодние дни.

Цель: познакомить с некоторыми традициями празднования Нового года.

Задачи:

— воспитание уважения к традициям народа;

— развитие у учащихся умения принимать и сохранять поставленную перед ними задачу;

— развитие умения анализировать информацию и применять для решения поставленной задачи;

— развитие навыка сотрудничать в группе одноклассников при решении общих  задач;

— развитие навыков рефлексии.

План игры:

  1. Линейка.
  2. Представление команд.
  3. Алгоритм игры: участники игры получают маршрутный лист в виде новогодней елки. Каждая станция (их 6) занимает до 10 минут. За выполненное задание каждая команда получает наклейку на маршрутном листе в виде новогодней игрушки.
  4. Прохождение станций: «Новогодняя елочка», «Дед Мороз», «Маскарадная», «Снегурочка», «Новогодний подарок», «Новогодняя открытка».

Примечание:

На каждой станции находится ведущий – учитель, который проводит 6 раз одну и ту же игру для 6 разных команд.

На каждой станции учащиеся  получают  исторические сведения об истоках традиций Нового года.

 

  1. СТАНЦИЯ «Новогодняя елочка»

Из истории елочки:

Традиция украшать ёлку возникла в Риге в самом начале XVI века. На ветках вечнозелёного дерева начали крепить свечи, различные сладости и раскрашенные деревянные игрушки. По окончанию праздника дерево сжигалось.

Обычай устанавливать рождественскую ёлку постепенно распространился по всей Европе. В России новогодний праздник начали отмечать в 1700 году. Инициатором являлся Пётр I.  Пётр I издал специальный указ, в котором повелел в ночное время с 31 декабря на 1 января устраивать всюду празднества. Для этого ставить в домах ёлки, поздравлять знакомых и незнакомых людей с новым годом, жечь костры, организовывать маскарады и запускать фейерверки. Но поначалу новогодний праздник не прижился в домах русских людей. Сразу после смерти императора народ от ёлок и фейерверков отказался.

Возродилась эта традиция лишь во времена Екатерины II. Здесь уже без принуждения новогодние празднества постепенно распространились по всей России.

На Красной площади в Москве первая новогодняя ёлка была установлена в 1954 году. И в наши дни вся русская земля с удовольствием отмечает Новый год, а ёлки являются неизменным атрибутом ночного веселья.

Конкурс «Елочка»:

Команда делится на 4 группы. Каждая команда получает 20 – 30 прищепок канцелярских и столько же новогодних небьющихся шаров. Один из участников выполняет роль елочки, остальные участники по очереди с некоторого расстояния подбегают к своей «елочке» и цепляют игрушку.  Побеждает та команда, которая  первая закончит украшать елку.

(награждение победившей группы конфетами, наклейка команде за прохождение станции и переход на следующую станцию)

  1. СТАНЦИЯ «Дед Мороз»

История Деда Мороза:

Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима.

Прообразом современного Деда Мороза считают реально жившего человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространённых в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трёх своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестёр (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумлённые девочки достали свои старые башмаки (чулки), и увидели, что те были наполнены золотом. Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела? Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Так традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, но постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.

Конкурс Деда Мороза:

В вазе лежат карточки с названиями атрибутики Деда Мороза: мешок, нос, Великий Устюг, сани, пальто, колпак, подарок, 31 декабря, посох, валенки, лыжи, изба, рукавицы.

Команда делится на 4 группы. Выходят 4 участника, по 1 из каждой команды. достают по очереди карточки с названиями, пытаются объяснить это слово, не называя его. Остальные должны угадать это слово.

(награждение победившей группы конфетами, наклейка команде за прохождение станции и переход на следующую станцию)

 

  • СТАНЦИЯ «Маскарадная»

История маскарада:

Первый в истории России маскарад был устроен Петром 1 зимой 1722 года на улицах Москвы. Но маскарады и Новый год никак между собой не были связаны. Все изменилось при царе Александре 1, когда впервые карнавальные костюмы стали надевать на балы именно в канун Нового года. А сейчас новогодний маскарад – дело маленьких детей.  

Конкурс «Маскарад»

Команда делится на 6 групп: дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. На столе вперемежку предметы: очки, носы, парики, маски, фартуки, бороды. Ушки. По команде участники игры выбирают героев сказки, наряжают их, ставят в нужной последовательности. Ведущий раздает героям реплики и начинает читать сказку «Репка». Игроки с серьезным видом изображают своих героев, при этом на каждое упоминание о себе проговаривают реплику, выданную ведущим.

Дед: «Я такой!»

Бабка: «Опять»

Внучка: «Я красивая?»

Жучка: «Мяса хочу!»

Кошка: «Скоро мышка придет»

Мышка: «Ничего без меня не можете»

(награждение победившей группы конфетами, наклейка команде за прохождение станции и переход на следующую станцию)

  1. СТАНЦИЯ « Снегурочка»

Конкурс «Снегурочка»:

Команда делится на 4 группы. Ведущий раздает каждой команде лист и карандаш. Вывешивает на доске буквы вразброс: С , Н, Е, Г, У, Р, О, Ч, К, А, И(лишняя буква).

Общекомандное задание: собери слово

История Снегурочки:

Родина Снегурочки – город Кострома. Образ снегурочки – символ застывших вод. Это девушка , помощница Деда Мороза,  вечно юная и жизнерадостная, одетая только в белые одежды.

Задание по группам: собери из слова СНЕГУРОЧКА как можно больше слов (по правилам игры «Наборщик»).

(награждение победившей группы конфетами, наклейка команде за прохождение станции и переход на следующую станцию)

  1. СТАНЦИЯ «Новогодняя открытка»

История новогодней открытки:  История новогодней открытки насчитывает более ста лет. Сейчас их заменили СМС и ММС. Написать открытку красивым почерком и красивым русским языком считалось хорошим тоном, частью светского этикета. А знаете ли вы, что людей, которые занимаются изучением истории открыток, называют филокартистами.

Конкурс «Новогодняя открытка»:

Каждая команда получает разрезанную новогоднюю открытку, выполненную в старом стиле. Задание командам: собрать открытку по принципу «пазла».

(награждение победившей группы конфетами, наклейка команде за прохождение станции и переход на следующую станцию)

  1. СТАНЦИЯ «Новогодний подарок»

История новогоднего подарка:

Новогодний подарок – это возможность лишний раз подчеркнуть свое отношение к человеку. Они должны быть оригинальными и неповторимыми. На Руси раньше не Дед Мороз дарил подарки, а ему дарили подарки, чтобы он стал добрее. Но когда Новый год стали отмечать зимой, Дед Мороз подобрел и сам стал дарить подарки.

Конкурс «Новогодний подарок»

В мешке деда Мороза спрятаны картинки  на зимнюю тему со словами , например, на букву С: снежинка, снег, сосульки, снеговик, снегопад, сугроб снегоход, снегокат, санки, стужа, Санта Клаус и т. д.

Задание: команды по очереди называют слова. Если угадали – балл. Какая команда угадает больше слов, та и побеждает. Дополнительные бонусы набирает та команда, которая предложила еще слова на букву С на заданную  тему.

(награждение победившей группы конфетами, наклейка команде за прохождение станции и переход на следующую станцию)

Завершение игры:

  1. Линейка с подведением итогов.
  2. «Поздравлялки». Как вы думаете, кто в школе ждет от нас поздравлений. По заданию главного координатора, команды разбегаются по школе для исполнения новогодней песни: в бухгалтерию, столовую, библиотеку, учительскую, кабинет директора, большой физкультурный зал.