Игра по Конвенции о правах ребенка
«Имею право»
Подобное мероприятие можно проводить для учащихся 5-х классов. Предварительно в классах должны пройти тематические собрания, посвященные знакомству с историей и текстом “Конвенции о правах ребенка”. Помощниками классного руководителя на данном этапе могут выступать социальный педагог и педагог-организатор. На этом классном часе формируется команда.
Цель мероприятия:
знакомство с правами человека, ребенка
Задачи:
- воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине;
- закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;
- развивать умение работать в группе (сотрудничество);
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.
Оформление зала: рисунки по статьям Конвенции о правах ребенка, вставка произведений детских писателей.
Музыкальное оформление: детские песни.
Необходимый реквизит:
- карточки с буквами АВС;
- подбор фотографий или вырезок из журналов, связанных с различными ситуациями в мире детства
- материалы Детской Конвенции о правах ребенка
- бланки ответов
- Карта воображаемой местности
- фломастеры, ручки, карандаши;
- таблица для занесения результатов игры
- материалы сказки “Золушка” Ш. Перро
Продолжительность мероприятия: 40-50 минут.
Ход мероприятия
- Задание “Визитка команды”
Команда в творческой форме в течение 2-3 минут представляет себя (возможны представление эмблемы, названия, девиза; ученик могут использовать элементы театрализации по статьям Конвенции, которые рисунки — форму выступления определяет сама команда). Ведущий проводит жеребьевку на выступление.
Члены жюри подводят итоги, максимальная оценка 5: (оценивается соответствие теме, содержание выступления, артистизм, наглядность, слаженность команды во время выступления), называют количество баллов, набранные командами.
- Задание “Интеллектуальная разминка”
Описание задания: (Вопросы для команд построены как игра “АВС”.) Участники команд получают 3 карточки с буквами А, В, С. Игроки внимательно слушают вопросы ведущего, обсуждение проходит в группе в течение 15 секунд, по команде ведущего один из игроков, капитан, показывает одну из карточек, которая по мнению участников содержит правильный вариант ответа (букву). Ведущий называет правильные ответы для игроков и болельщиков.
Реквизит:
- Карточки с буквами АВС
Задание
- Конвенция о правах ребенка — это:
А) Международный документ, обязательный для всеобщего выполнения,
Б) Международный документ, исполняемый государствами, его подписавшими,
С) Распоряжение Генерального секретаря ООН,
- Конвенция о правах ребенка ратифицирована РФ:
А) в 1990 г.,
Б) в 1989 г.,
С) в 1991 г.
- Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:
А) от самого ребенка,
Б) от его родителей,
С) от государства
- Ребенком является …
А) любой человек до достижения 18 лет,
Б) тот, кто не имеет своих прав,
С) Тот, кто считает себя таковым
- Право на выбор занятий и объединений есть:
А) только у взрослых,
Б) у каждого,
С) у учащихся школ.
- Права ребенка записаны как:
А) свод законов и правил,
Б) возможности его развития,
С) намерения
Члены жюри подводят итоги, называют количество баллов, набранные командами. (1 балл за каждый правильный ответ)
- Задание “Фотовернисаж”
Описание задания: Цель задания научить отбирать и наглядно отображать информацию, связанную с правами детей. Участники команд получают одинаковый пакет документов, который содержит 9 фотографий или рисунков. Игроки в течении 5 минут обсуждают содержание фотографий для того, чтобы подобрать статьи Конвенции о правах ребенка к ним.
Через 5 минут команды сдают в жюри выполненное задание (бланки ответов). Ведущий комментирует предложенное задание для болельщиков и членов команд, называя правильные ответы (Здесь уместно использовать проектор для демонстрации фотографий болельщикам и игрокам).
Члены жюри подводят итоги, называют количество баллов, набранные командами. (1 балл за каждую правильно названную статью)
Реквизит:
- подбор фотографий, рисунков или вырезок из журналов, связанных с различными ситуациями в мире детства;
- Текст со статьями “Конвенции о правах ребенка”
- Бланки ответов
Пока команды выполняют задание “Фотовернисаж” для болельщиков организуются конкурсы БУРИМЭ (пример рифм: ребенок- с пеленок, Конвенция- компетенция). В течение 5 минут желающие болельщики работают, а потом представляют свои варианты в жюри, за каждую работу дополнительный балл.
Варианты предложенных стихотворений:
“Каждый должен знать ребенок,
Есть права у всех с пеленок!
Рассудит все Конвенция,
Ее в том компетенция ”
“Каждый ребенок
Еще с пеленок
Знает: Конвенция –
Его компетенция”
- Задание “Карта местности”
Описание задания: Цель: помочь разобраться, где и как могут быть реализованы права ребенка в обществе.
Игроки получают карту воображаемой местности. На плане отмечены общественные места, здания: школа, больница и др.
Команде дается 5 минут, чтобы она отметила на плане и подписала № статьи Конвенции, объясняя, какое право дети могут реализовать в том или ином общественном месте.
Через 5 минут игроки, команды сдают в жюри задание. Ведущий комментирует план для болельщиков и членов команд, называя правильные ответы.
Члены жюри подводят итоги, называют количество баллов, набранные командами. (1 балл за каждую правильно названную статью)
Реквизит:
- Карта воображаемой местности
- фломастеры,
- Текст со статьями “Конвенции о правах ребенка”
- Бланки ответов
Задание “Анализ сказки”
Описание задания: Игрокам команд предлагается в течение 5-7 минут прочитать сказку и в тексте подчеркнуть те места, где на их взгляд нарушены права ребенка, указывают номера статей.
Члены жюри подводят итоги. (1 балл за каждую правильно названную статью)
Реквизит:
- Распечатка сказки “Золушка” (может быть предложена любая другая знакомая ученикам сказка),
- Текст со статьями “Конвенции о правах ребенка”
Для болельщиков в это время проводится аукцион на лучшее знание статей Конвенции о правах ребенка. За каждый правильный ответ болельщик может принести своей команде 1 балл дополнительно.
Награждение участников, победителей, лучших болельщиков. Члены жюри могут прокомментировать руководителям команд, классным руководителям итоги игры, используя таблицу результатов
Литература
- Конвенция о правах ребенка
- Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей “Имею право!” — М, 1999 г.
- Познание правовой культуры(сценарий урока на тему “Ваши права”)// Школьная библиотека, №7, сентябрь 2002 г.
- Защита прав ребенка в РФ: сборник нормативных документов. — С-Пб, 2001.
- “Детская Конституция”: как, опираясь на законы, действенно защищать права детей.// Библиотека “Российской газеты”