Классный час: «ДОБРО И ЗЛО»

 Цель: на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»,

Ход классного часа

  1. Обсуждение понятия «хороший».

Целесообразно предложить детям порассуждать о смысле слова «хороший».

В о п р о с ы:

— Проанализируйте, когда человеку хорошо? ‘  — Подберите синоним к слову «хорошо». (Добро.)

— Как вы понимаете смысл этого слова? (Это все хорошее, полезное, положительное.)

  1. Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского.

 

КАК БЕЛОЧКА ДЯТЛА СПАСЛА

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу. Сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают., Увидела Белочка из гнезда — Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

— Почему это ты, Дятел* плачешь?

— Нечего есть, Белочка…

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

В. А. Сухомлинский

Вопросы для анализа:

— Какое чувство у вас возникло к героям сказки?

— Почему радуются Белочка и бельчата?

— Какое дело совершила Белка?

— Могла ли героиня поступить иначе? Чем бы это обернулось?

Учитель. Значит, любой из вас имеет право выбора. Вы можете сами решить, как вам поступить. Но всегда нужно просчитать на два шага вперед.

 

  1. Чтение и анализ рассказов.

ЧТОБЫ БАБОЧКА НЕ УКОЛОЛАСЬ

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации острые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку, что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

— Что же ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

— Чтобы бабочка не укололась, — ответила Зоя.

В. А. Сухомлинский

Вопросы для анализа рассказа:

— Как вы оцениваете поступок Зои?

— Поразмыслите, добро или зло принесла Зоя акации? бабочке?

— Как бы вы поступили в таком случае?

— Какие добрые дела может сделать человек?

Учитель. Свершив добро, наслаждайтесь тем» что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», — гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы — богатый человек.

Далее учитель читает другой рассказ, показывает иллюстрации к нему.

  

ЖУК НА НИТОЧКЕ

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.

В общем, вредят как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утром, пока еще прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких березках, оцепенели.

Тряхнешь дерево — и жуки вниз посыплются, только собирай. Вот мы их и собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весёло.

Вдруг дедушка как крикнет:

— Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.

— Это же вредитель!

— Знаю, что, вредитель.

— Чего же вам жалко?

— Мне, — отвечает дедушка, — тебя жалко!

-Меня?!

— Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

— Чего же меня жалеть, если я человек?

— А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы. Даже таких вот жуков. Даже вредителей?

Э. Шим

В о п р о с ы для анализа рассказа:

— Какие чувства возникли у вас после прочтения?

— Поразмышляйте о поступке мальчика.

— Прокомментируйте последнюю фразу дедушки.

— Какой смысл вы вкладываете в слово «зло»? (Нечто дурное, вредное.)

Какие антонимы у этого слова? (Беда, несчастье, неприятность .)

 

  1. Слово учителя.

В каждом из вас есть малёнькая частичка доброты. Как маленькое солнышко. Добрый человек — тот, кто любит людей, помогает им, с таким человеком комфортно везде. Добрый человек любит природу. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко.

Не стой в стороне равнодушно, —
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

 

Дидактический материал

ДОБРОТА

Муз. И. Лученка Сл, Н. Тулуповой

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта — не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и  дети.

 

ДОБРОТА

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утра доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Распускаются цветы,
Приживаются коты,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это — мама, мама, мама!

Л. Николаенко