Классный час
ТЕРПЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ
Цель: ознакомить с русскими народными пословицами, литературными произведениями, раскрывающими понятие «труд» и дающими представление о том, что всё в жизни достигается трудом.
Ход классного часа
- Чтение стихотворения.
Читает учителъ.
Единое счастье — работа,
В полях, за станком, за столом!
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счёта —
Часы за упорным трудом.
Посеянный хлеб разойдется
По миру; с гудящих станков
Поток животворный дольется
Во глуби бессчётных умов.
Работай! Незримо, чудесно
Работа, как сев, прорастёт.
Что станет с плодами, — безвестно,
Но благостно влагой небесной
Труд всякий падёт на народ.
Великая радость — работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Все счастье земли — за трудом.
В. Брюсов
- Знакомство с пословицами о труде, их анализ.
У ч и т е л ь. Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.
Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд.
* Послушайте пословицы:
* Будешь трудиться, будешь кормиться.
* Все надоедает, кроме работы.
* Дело мастера боится.
* Каков мастер, такова и работа.
* Труд кормит, а лень портит.
* Глаза страшатся, а руки делают.
* Скучен день до вечера, коли делать нечего.
* Без труда человек не познает счастья.
* Труд — радость жизни.
* Объясните смысл каждой пословицы.
Вывод. Какой вы человек, в обществе судят по результатам труда, по отношению к труду.
- Чтение и анализ текстов из литературных произведений.
У ч и т е л ь. Послушайте притчу.
При постройке Шартрского собора во Франции трем разным рабочим задали один вопрос: Что ты здесь делаешь? Один процедил: «Камни таскаю, будь они не ладны!» Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи». А третий ответил: «Я строю Шартрский собор».
— Проанализируйте работу каждого строителя.
К сожалению, сегодня навсегда из нашего лексикона исчезли слова «труд», «рабочий». А с экранов телевизоров к вам взывают: «Выиграй миллион», «О, счастливчик», «Слабое звено» и т. д. То есть преподносят, что в жизни все богатства лежат на блюде с голубой каемочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.
Учитель читает текст.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить.
Л. Н. Толстой
— Благодаря чему птице удалось исполнить желание?
— Для чего вы учитесь в школе?
Учитель читает стихотворение.
БУКВАРИНСК
Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный.
С незапамятных времен
«Букваринск» зовется он.
В этом городе живет
Удивительный народ,
Хлебосольный, незлобливый,
Дружный и трудолюбивый:
А-аптекарь,
Б-бочар,
В-валяльщик,
Г-гончар,
Д — дробильщик здоровенный,
Е — ефрейтор, он военный,
Ж — жестянщик-простачок,
3 — закройщик-старичок,
И — историк бородатый,
К — красилыцик франтоватый,
Л-лудильщик,
М-маляр,
Н-носильщик,
О — овчар,
П-писатель,
Р-радист,
С — сапожник,
Т-турист,
У — бесстрашный укротитель,
Ф — чудак-фотолюбитель,
X — художник-баталист,
Ц — известный цимбалист,
Ч’- чудесный часовщик,
Ш — шофер, большой шутник,
Щ — щенок его, Букетик,
Э — электрик-энергетик,
Ю — юрист, а дальше
Я — это я, мои друзья.
И. Токмакова
В о п р о с ы :
— О ком пишет поэтесса в стихотворении?
— А кем вы станете, когда вырастите?
— Что для этого необходимо прёдпринять?
— А если, скажем, не дается в школе математика. Как быть?