Классный час
ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ
И. В. Персидская
Ц е л ь: на доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми.
Подготовительная работа: дети оформляют выставку «Кто я через 20 лет?». Ученики садятся полукругом, лицом к выставке рисунков и поочередно комментируют, кем они представляют себя в будущем и почему именно таким.
Ход классного часа
- Чтение и анализ стихотворения.
У ч и т е л ь. Послушайте, что иногда происходит в сказках. Читает ученик.
БУКВА Я
Всем известно:
Буква Я
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
Интересно! —
Ну так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква Л
В строку не встала,.
Взбунтовалась
Буква Я!
-Я,-
Сказала буква Я, —
Главная — заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду!
Говорят ей:
— Встань на место!
Отвечает: — Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я — местоимение.
Вы
В сравнении со мной –
Недоразумение –
Не более, не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение,
От обиды покраснев. –
Срам! -сердито С сказало,
В кричит:
— Воображала!
Это всякий так бы мог?
Может, я и сам предлог!
Проворчало У:
-Попробуй,
Потолкуй с такой
Особой!
-Нужен к ней
Подход особый, —
Вдруг промямлил
Мягкий Знак.
А сердитый
Твердый Знак
Молча показал кулак.
Б. Заходер
В о п р о с ы для анализа стихотворения:
— Почему буква Я стала скандалить?
— Как на это отреагировали другие буквы?
— А люди попадают в такие ситуации?
— Как мы называем людей, которые ведут себя, подобно букве Я!
— А вы хотели бы походить на эту букву?
- Знакомство с понятием «хороший друг».
Учитель. У русского народа есть чудесная мудрость: «Себялюб никому не люб».
— Как вы понимаете эти слова?
Такого человека мы еще называем — эгоист. Такому человеку тяжело приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, любая в жизни невзгода воспринимается как гибель всего мира, так как утешения и поддержки ему найти не у кого — у него нет друзей.
Черствое сердце от людей не утаишь. Добрый же человек всегда окружен людьми и искренними чувствами. Поэтому необходимо учиться быть добрыми.
— Как вы думаете, что означает «быть хорошим другом»?
— Как вы понимаете поговорку «Не имей 100 рублей, а имей сто друзей»?
Читает ученик.
ХОРОШИЕ ТОВАРИЩИ
Мальчик Миша мается —
Миша заикается.
Как другие — чисто, ясно —
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажут, повторить.
Нелегко ему даются
все слова на букву К,
Но ребята не смеются —
Дружба классная крепка.
Ты, Мишутка, не теряйся,
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать…
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать.
С. Михалков
В о п р о с ы для анализа стихотворения:
— Почему Мише трудно говорить? Как он себя чувствует в обществе?
— Как к этому относятся одноклассники?
— Как правильно в такой ситуации поступить?
— У местно ли в такой ситуации жалеть мальчика?
Рассказ читает учитель.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
— Мы во всем, во всем одинаковые, — с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
— Я получила по математике «5», а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела! на дочку, Потом сказала грустно:
— Да, ты стала хуже,..
— Я? — удивилась Соня, — Но- ведь тройку получила не я!
— Тройку получила Вера, но она получила ее потому, что на днях болела… А ты обрадовалась –и это значительно хуже.
Н. Чабаевский
В о п р о с ы для анализа рассказа:
— За что мама осудила Соню?
— Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась — и это значительно хуже»?
— Что бы вы сказали Соне?
Чтение сказки.
ЛИСИЦА И ЖУРАВЛЬ
Лисица позвала Журавля на обед и подала похлебку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и Лисица сама поела.
На другой день Журавль к себе позвал Лисицу и подал обед в кувшине с узким горлышком. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а Журавль всунул свою долгую шею и все выпил один. Так у них и дружба кончилась.
В о п р о с ы для анализа сказки:
— Можно ли Лису с Журавлем назвать друзьями?
— А среди людей есть такие отношения?
- Обобщение.
— Почему русский народ сложил мудрость: «Нет друга — ищи, а нашел — береги». (Ответы детей.)
Учитель. В ваших ответах были слова (на табличках):
- вежливость
- приветливость
- грубость
- помощь
- жадность
- внимание
- сочувствие
— Распределите слова на две группы, прокомментируйте свой выбор.
— Сделайте вывод для всех, в каком случае в обществе с вами будут считаться.
— Как нужно жить, чтобы иметь настоящих друзей и не терять их поддержку и внимание? (Ответы детей.)
Дидактический материал
ТРИТОВАРИЩА
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко еще!
— А где ты его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
В. Осеева