Классный час
ЖАДНОСТЬ И ЖАДИНЫ
Ц е л ь: воспитывать у ребят положительные качества характера.
Ход классного часа
- Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого.
СОБАКА И КОСТЬ
Жучка несла кость через мост. Глядь, в воде ее тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы взять ту. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
Л. Н. Толстой
Вопросы для анализа:
— Как можно охарактеризовать собаку? Почему?
— Чем же поплатилась Жучка за жадность?
— Как вы понимаете смысл слова «жадность»?
Учитель. В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова написано: «Жадность — чрезмерное стремление удовлетворить какие-нибудь желания».
Вопросы для анализа:
— Как выглядит жадный человек?
— К чему он может проявлять жадность?
— Жадность к деньгам, к еде, к работе. Прокомментируйте каждое высказывание.
— Случалось ли, что из-за неумения соблюдать меру с вами происходили неприятности?
- Анализ русских народных пословиц.
На доске записаны пословицы:
* Много хочешь — последнее потеряешь.
* Многого желать — добра не видать.
* Жадность всякому горю начало.
* Ненасытному все мало.
* Маленькая жадность приносит большой вред.
— Объясните смысл каждой пословицы.
- Чтение сказки.
Учитель. Послушайте сказку «Жадный Вартан» С. Михалкова, подумайте, можно ли к слову жадность поставить синоним бережливость
ЖАДНЫЙ ВАРТАН
(армянская сказка)
С овечьей шкурой к скорняку
Зашел Вартан-сосед:
— Из этой шкуры шапку сшить
Ты сможешь или нет?
— Могу! — сказал в ответ скорняк,
На шкуру посмотрев.
— А выйдет две? — спросил Вартан,
На корточки присев
— И две сошью.
-И три?
-И три!
— Сошьешь четыре?
-Да!
— А пять?
— Ну что ж, могу и пять,
Коль в этом есть нужда!
— Быть может, выкроишь все шесть?
— Могу, раз надо так!
— Где шесть, там — семь! — сказал Вартан.
— Идет! — сказал скорняк.
Когда заказчик через день
За шапками пришел,
Семь шапок выложил скорняк
На свой рабочий стол.
— Да разве это мой заказ?
-Вскричал в сердцах Вартан. –
Когда ты шапки мне кроил,
Ты был, должно быть, пьян?
Что с ними делать мне теперь?
Куда прикажешь деть?
Ведь ни одну из них нельзя
На голову надеть!
— Но ты же сам того хотел! –
Сказал в ответ скорняк. —.
Больших семь шапок из овцы
Не выкроишь никак!
С. Михалков
Вопросы для анализа:
— Охарактеризуйте Вартана.
— Какие синонимы к слову «жадность» вы подобрали? (Скупость, корыстолюбие.)
— Положительная ли это черта характера?
- Практическая работа.
Дети на листах бумаги рисуют, какой они представляют себе «жадность».
- Выставка рисунков.
Учитель комментирует рисунки, обобщает.
Дидактический материал
ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА
(венгерская сказка)
По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица, У нее было два сына. Когда медвежата выросли, они решили пойти по свету искать счастья.
Поначалу пошли они к матери и, как то положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом. Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.
Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. А медвежата проголодались. Понурые брели они рядышком.
— Эх, братик, до чего же мне есть хочется! — пожаловался младший.
— И мне хочется! — сказал старший.
Так они все шли да шли и вдруг нашли круглую головку сыра. Хотели было поделить ее поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше.
Спорили они, рычали, и вдруг подошла к ним лиса.
— О чем спорите, молодые люди? — сказала лиса. Медвежата рассказали ей о своей беде.
— Какая же это беда! — сказала лисица. — Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший — все одно.
— Вот хорошо-то! — обрадовались медвежата. — Дели! Лиса взяла сыр и разломала его на две части. Но расколола головку так, что один кусок — это даже на глаз было видно — был больше другого. Медвежата закричали:
— Этот больше! Лиса успокоила их:
— Тише, молодые люди! И эта беда не беда. Сейчас я все улажу. Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.
— И так неровно! — забеспокоились медвежата.
— Ну, полно! — сказала лиса. — Я сама знаю своё дело. И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим.
— И так неровно! — вскричали медвежата.
— Да будет вам! — сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкусным сыром. — Еще самая малость — и будет поровну.
Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только черными носами водили туда-сюда — от большего куска к меньшему, от меньшего к большему.
Покуда лисица не наелась досыта, она всё делила и делила.
Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти сыра не осталось: два крохотных кусочка.
— Ну что ж, — сказала лиса, — хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата!
И, помахав хвостом, она убежала. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!
ЖАДИНА
Кто держит
Конфету свою
В кулаке,
Чтоб съесть ее
Тайно от всех
В уголке;
Кто, выйдя во двор,
Никому из соседей
Не даст
Прокатиться
На велосипеде;
Кто мелом, Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни за что
Не поделится,
-Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище-
ЖАДИНА!
Жадину
Я ни о чем не прошу.
В гости я
Жадину
Не приглашу.
Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем
Не назовешь его.
Поэтому —
Честно, ребята, скажу
С жадиной
Я никогда
Не дружу!
Я. Аким