КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ О ЖИВОТНЫХ
«ДЕЛЬФИН»
Цель:1.Познакомить с одним из морских животных – дельфином.
2.Содействовать развитию у учащихся любознательности.
3.Способствовать воспитанию у учащихся любви к природе.
Оборудование: физическая карта земли, раздаточный материал по теме занятия, цветные мелки, диск DVD «Пятнистый дельфин», DVD проигрыватель.
Организационный момент: ребята поверните головы и улыбнитесь своим товарищам. Пусть на вашем сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас на протяжении всего занятия душевное тепло ваших друзей.
Определите с каким настроением вы пришли на занятие, покажите цветом карандаша: синий карандаш- плохое настроение, красный- хорошее.
Введение в тему занятия.
Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают…
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
Щелкать и свистеть умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям тонущим … (дельфины).
Отгадав загадку вы узнаете . о каком животном сегодня пойдет речь.
«Дельфин»-«детеныш» на древнегреческом языке. Они относятся к млекопитающим животным.
Места обитания: теплые воды Атлантического океана.
Тело. Кожа у дельфинов водонепроницаемая. Она не впитывает жидкость. Верхний слой обновляется каждые два часа – в 9 раз быстрее, чем у человека. Гладкая кожа помогает животным быстро передвигаются в воде.
Хвост. Рыба машет хвостом из стороны в сторону, а дельфин-
вверх-вниз. Вводе млекопитающие разгоняются до 35 км/час.
Дыхало. Дельфин дышит через отверстие на голове- дыхало.
Он может вдыхать, не высовывая из воды всю голову. А еще животное умеет надолго задерживать воздух: в его организме содержится в 2 раза больше кислорода, чем в человеческом. Зверь экономит воздух, замедляя сердцебиение.
Зубы. В пасти дельфинов 120-160 мелких зубов. Звери заглатывают пищу целиком, почти не пережевывая. Зубы им нужны, чтобы захватывать добычу. Укрепляя авторитет в стае, животные покусывыют других ее членов. Основная пища-различная рыба (угри, анчоусы и сельдь), а также животные без позвоночника, например, медузы и кальмары. Дельфины в одном желудке хранят пищу, а в другом переваривают.
Кости плавников дельфинов похожи на кисть человека.
Мозг у них в 4-5 раз больше, чем у животных такого же размера. Когда он спит, одно полушарие его мозга бодрствует. Так животное следит за тем, чтобы к нему не подкрались враги.
У дельфинов отличное зрение и чуткий слух. Самая удиви-
тельная способность дельфинов- эхолокация. Звери посылают щелкающие звуки. Звуковая волна отражается от предмета и возвращается, образуя звуковую картинку с информацией об объекте.
В отличие от людей, наши хвостатые друзья не имеют обоняния.
С людьми у дельфинов сложились особые отношения. Звери даже помогали тонущим морякам добраться до берега, помогают
людям рыбачить, загоняя в сети косяки рыб, иногда плавают за рыболовными судами и выпрашивают еду.
Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились
Делать так руками нужно:
Вместе – раз
Это брасс.
Одной, другой –
Это кроль.
Все, как один,
Плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
Но не отправились домой.
Просмотр эпизодов фильма «Пятнистый дельфин».
Практическая работа: раскрашивание цветными восковыми мелками раскрасок на тему «Дельфин».
Подведение итогов:
1.Какое любимое лакомство дельфинов? (анчоусы).
2.Как двигаются хвосты дельфинов? (вверх-вниз).
3.Как дышат дельфины? (через дыхало).
4.Чего нет у дельфинов? (обоняния).
5.Самая удивительная способность дельфинов?(эхолокация).
Лавренюк Наталья Евгеньевна
Воспитатель группы продленного дня
Москва, ВАО Новокосино ГБОУ СОШ №1924