ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
Цель: прививать стойкий интерес к изучению творчества А.С. Пушкина.
Задачи:
- Проверить уровень знаний учащихся о русском поэте.
- Расширить представления учащихся о личности и творчестве А.С.Пушкина.
- Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры.
- Формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
- Воспитание уважительного отношения и гордости за русскую культуру.
- Воспитывать командный дух во время соревнования.
Ход викторины:
Ведущий:
Без неприметного следа
Мне было б грустно мир оставить.
Быть может (лестная надежда),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт.
10 февраля все образованные люди земного шара отметили день памяти великого русского писателя и поэта – Александра Сергеевича Пушкина. Он ушел из жизни 177 лет назад, но во всем мире до сих пор знают, читают и почитают Александра Сергеевича.
Сегодняшний разговор будет посвящен волшебным, захватывающим и необычайно красивым сказкам, написанным Пушкиным.
Наша встреча будет проходить в форме командной викторины среди 5 «А» и 5 «Б» классов. В конце викторины мы подведем итоги и объявим победителей.
Для того, чтобы начать викторину, давайте рассмотрим карту. На ней изображены остановки-конкурсы. В каких-то вы будете участвовать все вместе, в каких-то — по нескольку человек от команды. Выберите капитанов и определите, кто и в каком конкурсе будет представлять свою команду. Каждый игрок команды должен поучаствовать в каком-нибудь конкурсе, а в каком именно – решать вам.
- «Разминка» (участвуют все)
- Назовите дату рождения А.С. Пушкина (06 июня 1799 года)
- Назовите город, в котором родился поэт. (Москва)
- Где находился лицей, в котором учился А.С. Пушкин? (Царскосельский)
- Назовите имя няни А.С. Пушкина. (Арина Родионовна)
- Как погиб поэт? (на дуэли)
- Как звали противника Пушкина на дуэли? (Дантес)
- Какого числа отмечают день памяти А.С. Пушкина
- В каком городе жил А.С. Пушкин перед дуэлью? (Петербург)
- На какой улице находился дом А.С. Пушкина? (Мойка)
- Сколько сказок написал поэт? (7 сказок, одна из них недописанная)
- Назовите эти сказки
- Конкурс «Кто последний?» (участвуют все)
Участники обеих команд встают в круг, через одного от каждого класса. Передавая по кругу мяч, каждый участник должен назвать любого персонажа из сказок А.С. Пушкина. Выигрывает та команда, чей участник назвал последнего персонажа. Повторяться нельзя.
- Конкурс «Загадки» (участвуют по 2 игрока от каждой команды)
Загадки командам загадываются по очереди, если игроки ее не разгадывают, или разгадывают неправильно, право ответа переходит к команде соперников
Что за зверь в хрустальном доме
Князю прибыль создает,
Во саду ли, в огороде…”-
Звонко песенку поет? (Белка)
В день, когда в своей столице
Сын Салтана княжить стал,
С разрешения Царицы
Сам себе он имя дал. (Гвидон)
Перед княжеским дворцом
Есть у белки дивный дом,
А над ним не первый год
Что за дерево растет? (Ель)
Королевич Елисей
Долго шел к любви своей.
Кем являлся сей герой
Для царевны молодой? (Жених)
Тридцать три года — такие дела —
Старуха у моря все пряжу пряла.
А дед неудачной рыбалкою жил.
Что за жилье у них было, скажи? (Землянка)
Вряд ли может зуб простой
Грызть орешек золотой.
Ай да сказочный орех!
Что ж внутри орехов тех? (Изумруд)
Немало сказок интересных
Поведать может кот ученый.
Так назовите же то место,
Где с цепью дуб растет зеленый? (Лукоморье)
Лебедь всей волшебной силой
В раз второй оборотила
Князь-Гвидона в нам знакомое
Столь постое насекомое. (Комар)
- Конкурс «Грамотеи» (участвуют по 2 игрока от каждой команды)
Игрокам даются тексты из сказок, написанные с ошибками Задача участников – исправить и объяснить правильное написание слов. После того, как игроки справились с заданием, участники команд имеют право дополнить или исправить ответы.
- Конкурс «Кто хочет стать миллионером?» (участвуют все)
После вопроса ведущего каждый должен поднять карточку с номером правильного ответа. Побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.
Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
А. Жили-были дед да баба.
Б. Жил старик со своею старухой.
В. У моря, у синего моря.
Сколько лет рыбачил старик?
А. Тридцать три года.
Б. Сорок три года.
В. Пятьдесят три года.
Что было разбитым у старика со старухой?
А. Тарелки.
Б. Окна.
В. Корыто.
Чем ловил старик рыбу?
А. Удочкой.
Б. Неводом.
В. Сачком.
Что сделал старик, поймав золотую рыбку?
А. Поместил в аквариум.
Б. Отпустил в море.
В. Сварил уху.
Кем желала стать старуха в самой заветной своей мечте?
А. Княгиней тьмы.
Б. Королевой красоты.
В. Владычицей морской.
За что была наказана старуха?
А. За лень.
Б. За жадность.
В. За враньё.
- Конкурс «Самый ловкий» (участвуют по 3 игрока от каждой команды)
- Конкурс «Темная лошадка» (участвуют по 2 игрока от каждой команды)
В «чудесном мешочке» находятся: зеркало, зубная щетка, мыло, расческа, мочалка, зубная паста. Задача игроков – определить на ощупь и назвать предмет.
Вопрос игрокам: если вспомнить сказки А.С. Пушкина, какой из этих предметов – лишний?
- Конкурс «Конструкторы» (участвуют по 2 игрока от каждой команды)
Задание игрокам – собрать кораблик из мозаики по рисунку за максимально короткое время. Сложность заключается в том, что у каждой пары между собой связаны правая и левая рука.
- Конкурс капитанов «Дорисуй животное»
Задание капитанам: дорисовать белку (хвост, уши, глаза). Сложность заключается в том, что у капитанов завязаны глаза.
Антонова Инга Владимировна
Санкт-Петербург, ГБОУ СКШ №7