Применение современных педагогических технологий в начальной школе
«Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе»
В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.
За годы работы в школе меня всегда интересовало «Применение современных педагогических технологий в начальной школе».
Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максимально раскрыть умственный и творческий потенциал учащихся.
Возможно моя работа, как и многих других до введения ФГОС опиралась на ЗУН и у каждого были свои изюминки, достижения и провалы, но с введением ФГОС учитель получил четкий алгоритм: чему, как и на что опираться в своей работе. Это большое подспорье.
В этом учебном году на меня возложена особая ответственность. Вместе со своими первоклашками и их родителями 1 сентября мы отправились покорять новые Федеральные государственные стандарты.
Не могу сказать, что я не испытывала определенных трудностей. Но самое главное – это так интересно!
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
В основу моей деятельности во внедрении стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников — важная составляющая системно — деятельностного подхода. В начале учебного года я провела стартовую диагностику, имеющую целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними спланировала систему работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживается целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.
Техника взаимодействия учителя с учеником при деятельностном подходе осуществляется через применение технологий качественного обучения.
В своей работе применяю самые современные технологии, направленные на решение учебных задач:
- Развивающее обучение
- Проблемное обучение
- Разноуровневое обучение
- Использование исследовательского метода в обучении
- Проектные методы в обучении
- Игровые методы
- Обучение в сотрудничестве
- Информационно-коммуникационные технологии
- Здоровье сберегающие технологии
Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.
Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.
Большое внимание в своей работе уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Работу с одаренными детьми начинаю с диагностики характерологических особенностей личности обучающихся и свойств их нервной системы (в 1 классе). Изучив результаты диагностики, составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания.
Позвольте привести конкретные примеры моей работы на различных уроках:
На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей. Нравится моим ученикам инсценировать произведения. Здесь – полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей. Все же основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Так некоторые ученики любят читать сказки, и я предлагаю им сочинить свою сказку. Я координирую стремления детей, направляю их, помогаю в выборе хорошей литературы. Они делятся со мной впечатлениями о прочитанных дома книгах, а я советует прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме. Таким образом, осуществляется дифференциация обучения.
* На уроках математики Дети младшего возраста мыслят образами. На уроках даю возможность думать, а не «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на которые нет ответа, а надо подумать. Вот на уроках и ищем, шепчемся, и решаем. Создаю ситуация успеха, комфорта, сотрудничаю с детьми. Я люблю юмор. А дети любят учителей с юмором. Они без юмора, без улыбки, без радости не могут жить.
На моих уроках всегда присутствует яркая наглядность, помогая самоутвердиться каждому ребёнку.
* На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, я предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. И уже в 1 классе ребята активно участвуют в проектной деятельности. Дети дают результат уже на выходе из 1 класса.
Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций.
Это подтверждается участием в творческих и интеллектуальных конкурсах как муниципального, регионального, краевого, всероссийского и международного значения.
Для отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных предметов использую Мониторинг, при создании которого я исходила из Требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения, где основное внимание уделяется личностным, метапредметным и предметным результатам. Методика отслеживания (Инструментарий) — уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы, тесты…
Процесс усвоения знаний учащимися — индивидуальный, поэтому я использую различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.
Результатом работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.
Для раскрытия творческих способностей детей я применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры и экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую деятельность.
Все ученики вовлечены в творческую работу. Тем, кто неплохо сочиняет, я предлагаю составить загадки, ребусы, сказки, викторины. Ребятам это нравится. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Детские кроссворды затем редактирую и использую в своей работе как разноуровневый дидактический материал.
Даже те, кто не любит и не умеет хорошо рисовать, иллюстрируют стихотворения, отрывки из рассказов, составленные загадки и кроссворды. Ребята и их родители с удовольствием посещают мой кружок «Нетрадиционного рисования», и уже после нескольких занятий дети сами просят выполнения творческих заданий на уроках.
В системе каждодневно используются:
Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяются во время урока в виде физкультминуток. А также мною разработана программа динамических пауз заключающаяся в том, что на протяжении всего года каждый день недели проводится в соответствии с планом: пн подвижные игры, вт спортивно интеллектуальные, ср народные и настольные игры, чт общеразвивающие комплексы, пт музыкальные физминутки. Ежедневно проводятся процедуры витаминотерапии и фитоозоровления.
Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
Информационно Коммуникативные технологии. Активно использую в своей практике ИКТ: систему голосования, документ камеру. разрабатываю мультимедиа-презентации не только сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения. Также при проведении уроков и подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в Интернет:http://school-collection.edu.ru
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». формирую у детей необходимых УУД:
1.Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся:
— умение работать в группе;
— высказывать свое личное мнение;
— выслушивать мнение товарищей;
— создавать благоприятный психологический климат,
— атмосферу взаимопомощи, толерантности.
2.личностные. мотивация учения, моральный выбор.
3.познавательные. формулирование цели, поиск и выделение информации, моделирование самостоятельный поиск решения проблем творческого и поискового характера.
4.регулятивное универсальное учебное действие. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в классе. Для оценивания своей работы на уроке дети используют так называемые карточки «светофоры», а также смайлики.
Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности первоклассников на родительском собрании решили создать для учащихся « Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности, т.к. в нем отражены достижения первоклассника не только в учебе, но и внеучебной деятельности.
Внеурочка
Воспитательный процесс ведется на основе личностно-ориентированного подхода с учетом возрастных особенностей учащихся.
В процессе обучения важную роль играет внеурочная деятельность. Я являюсь организатором внеклассной работы в начальной школе. Мною создана система внеурочной работы через реализацию годовой игры «Творческий калейдоскоп» во всей начальной школе. Интересны и разнообразны формы проведения: конкурсы стихов, викторины, олимпиады, интеллектуальные марафоны, выпуск стенгазет, развитие самоуправления (выбор актива), соревновательный момент между классами и т..
Внеурочная деятельность в классе организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно — активными и статическими занятиями. Форма их проведения полностью отличается от урочной системы обучения и представлена следующими направлениями:
Социальное
Спортивно оздоровительное
Духовно нравственное
Общекультурное
Общеинтеллектуальное
- Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники).
+газета
+ЛДП
+Калейдоскоп Раскрытие потенциала каждого ребёнка, признание его как личности, умение добиваться чего-либо им в окружающей его действительности – эти приемы я использую в своей работе. Потенциал ребёнка в большей степени проявляется через игру. Поэтому большинство мероприятий и дел я провожу в виде игры, конкурсов, викторин.
Главным фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер, который представлен в плане воспитательной работы на каждый учебный год. Основу этой деятельности составляет игра «Творческий калейдоскоп».
При реализации социального проекта «Экология мира — экология души» учащиеся оказывают помощь малообеспеченным людям в виде книг, одежды, обуви, игрушек ребята приняли участие во Всероссийской акции «Милосердие».
2.Общеинтеллектуальное
Целью работы в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Учебная и воспитательная деятельность неразрывно связаны.
Работа над темой по самообразованию «Работа с литературным произведением как средством интеллектуального развития младших школьников на уроках литературного чтения» помогает мне достигать этой цели и на уроках, и во внеурочных мероприятиях (тренинги по развитию памяти, внимания; интеллектуальные марафоны)
В течение трех лет провожу занятия кружков «Юным Умникам и Умницам», «Занимательная математика», «Геометрика».
На внеурочных занятиях предлагаю детям не только решение занимательных и олимпиадных заданий по преподаваемым предметам, но и совместно с учащимися создаю обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовлю открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для проведения предметных недель. Всё это позволяет мне формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.
В результате совместной творческой работы на уроках, учащимися создается продукт деятельности.
Дети сами создали проекты:
- «Умники и умницы» (по предметам начальной школы)
- «Ребусы» (русский язык, математика)
- «Задания с ловушками» (по предметам начальной школы)
- «Заколдованные примеры» (математика)
- «Почемучка» (окружающий мир)
- «Наши сочинения» (чтение)
- «Наши открытия» (русский язык).
- спортивно-оздоровительная деятельность
В целях формирования осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья у меня выработана система работы по пропаганде здорового образа жизни (касалась этого выше).
Основной целью пропаганды является укрепление здоровья учащихся, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, воспитание потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Активно использую здоровьесберегающие технологии: физминутки, разминки, гимнастика для глаз и гимнастика для ума, элементы релаксации, фито- и витаминотерапии.
При реализации годовой игры в системе предусмотрены все направления.
С целью изучения психического и физического здоровья учащихся тесно сотрудничаю с медицинским персоналом, специалистами психологической службы школы, родителями учащихся.
80% детей посещают спортивные секции, где занимают призовые места не только в городских соревнованиях, но и в краевых.
- Духовно нравственное Одной из главных воспитательных задач является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них – вечные нравственные нормы: доброта, любовь и уважение к людям, чувство собственного достоинства, совестливость, воля, дисциплинированность, любовь к труду, самостоятельность и настойчивость. Без них нет, и не может быть ни нравственных убеждений, ни нравственного мировоззрения. Именно они обеспечивают единство сознания и поведения. В этом направлении совместно с детьми проводятся классные часы, дискуссии, беседы, экскурсии, праздники.
Детьми класса был подготовлен и проведён концерт к дню пожилых людей, дню инвалидов. Ежегодно проводятся мероприятия,
посвящённые Дню победы, приглашаются ветераны ВОВ
Включаю элементы гражданско-патриотического воспитания во все общешкольные и классные мероприятия.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья — два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в классе ведется большая работа с родителями. Систематически провожу классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты). Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив.
Подводя итоги воспитательной работы, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе, сплотился ученический коллектив.
В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.
Результатом работы являются победы учащихся в конкурсах:
Чтобы добиться положительного результата в обучении, необходимо тесное сотрудничество между учителем и родителями. Только вместе сообща можно идти к единой цели развития школьника.
Мы проучились по новым стандартам один год.
Но уже сейчас я могу с уверенностью сказать: мои первоклашки отличаются от прежних учеников. Они умеют спорить, размышлять, не ищут легких путей, умеют оценивать свою работу и работу своих товарищей, делают правильные выводы и предлагают пути решения проблемных ситуаций. Дети активно участвуют в делах класса и школы. За год мои ученики выполнили 14 проектов. Да, моим ученикам всего 6-7 лет. Большую помощь в работе по стандартам второго поколения оказывает родительский коллектив. Не все пока получается гладко. Но мы только начинаем и не боимся трудностей. Ведь вместе – мы сила!
Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта
Деятельность учителя в «автономном режиме» продуктивной быть не может. Учитель, я считаю, просто обязан развиваться, взаимодействуя с педагогической общественностью. Сформированная система проведения курсов, семинаров, заочных и очных конкурсов оказывает содействие в обобщении и распространении педагогического опыта. Являясь сторонницей формирования позитивного и продуктивного участия учителя в системе обобщения и распространения педагогического опыта, я участвую в региональной научно-практической конференции, провожу открытые уроки в рамках городских и краевых семинаров.
Имею электронные публикации методических материалов на профессиональных сайтах педагогической направленности.
КОЛОЧКОВА Наталия Юрьевна
МБОУ СОШ № 1, Г-к.Анапа