Ребенок вас не слышит? Идем в музыкалку!

 

Работая какое-то время в детском саду, я заметила такую вещь: педагогу стало очень трудно достучаться, а порой и докричаться до детей. Они будто бы закрыты невидимой дверцей, которая приоткрывается только тогда, когда они чувствуют собственный интерес в обращении к ним. Работа, да и просто общение с детьми включает в себя, как известно, приучение к определенным режимным моментам. Мы с коллегами заметили, что как только дело касается обязательных дисциплинирующих моментов – уборки игрушек или, скажем, мытья рук, – дети перестают слышать. Совсем. Даже проговаривая задание сто раз каждому в отдельности, не получаешь результата.

Абсолютно такая же ситуация с собственными детьми. Приходя с работы, я часто разводила руками: как это так, я требую от «чужих» детей то, чего не могу добиться от своих собственных?! Тоже мне, сапожник без сапог! Но, общаясь с более взрослыми и опытными мамами и коллегами с большим стажем работы, я узнала, что так было не всегда. Они в один голос говорили, что сегодняшние дети совершенно не похожи на детей вчерашних! Раньше, мол, дети если и не всегда понимали с первого раза, то по крайней мере слышали тебя! Для приобретения ими простейших навыков и привычек требовалось в разы меньше времени, чем сейчас.

Мы, педагоги, зачастую видим причину происходящего в поведении родителей, обвиняя их в том, что они мало общаются с детьми, не учат простым вещам, не читают книг, не занимаются. Отчасти это справедливое заключение. Хотя нельзя не учитывать, что изменились ритм жизни, способ и время зарабатывания денег, понятие «фиксированный рабочий день», да и выходной… Вообще, специфика жизни стала иной. Неужели нормальный родитель не хотел бы проводить со своим ребенком больше времени, чем проводит? Впрочем, я убеждена, что не только в родителях причина «тугоухости» детей. Безусловно, кто-то до меня искал ответы на этот больной вопрос, и я сейчас не пишу о фактах, полученных исследовательским путем, я всего-навсего делаю свое родительское и педагогическое предположение.

Давайте вспомним, какие средства массовой информации, технические устройства, способы коммуникации были в зоне доступа у детей двадцать лет назад: телевизор с шестью каналами, стационарный телефон, простенький магнитофон, какая-нибудь детская рация – вот, пожалуй, все. Делая уроки, ребенок, естественно, отвлекался на шалости играющего рядом котенка, на радиоприемник, лежащий в тумбочке в разобранном виде, на друга, призывно гоняющего во дворе мяч. И все же он знал тишину, он мог при желании создать ее себе. Сегодняшние же способы воздействия на все виды восприятия ребенок не в силах контролировать! Представьте только, сколько ему приходится видеть и слышать за целый день! На фоне установок, команд и заданий, которые ребенок получает дома и в социальных учреждениях, –бесконечные телефонные звонки на все лады, рекламный ряд, сопровождающийся слоганами и нехитрой мелодией, характерные звуки автоматов, банкоматов, кодовых замков, сигнализаций и так далее, и так далее.

Возможно ли вынести такое количество звуков, призвуков и визуальных раздражителей без ущерба для себя? Нет. Так что же такого странного в естественной защитной реакции организма закрыться или по крайней мере поставить незримый фильтр? Ребенок прячется в свою ракушку и абстрагируется от всего «лишнего», он и без того перегружен информационным, звуковым и визуальным мусором. Я искала «способ спасения» хотя бы своих детей. Я хотела наделить их какими-то возможностями и инструментами, которые позволят противостоять внешним раздражителям, чувствовать себя способными чем-то управлять, а не подчиняться.

Удивительное, как всегда, оказалось рядом – живая музыка. Я отдала в музыкальную школу обеих дочек и не ошиблась. У многих детей способность слышать к моменту поступления в музыкальную школу находится уже как бы в коматозном состоянии: вселенная звучит, но человеческий слух не улавливает ее прекрасных мелодий. Эту способность надо разбудить и вылечить. Ни для кого не секрет, что красивая музыка оказывает исцеляющее воздействие на человека, влияя на физическое тело, духовную сущность и интеллект. Об этом было снято много фильмов, наглядно демонстрирующих преображение клеток живого организма.

Но кроме положительного воздействия музыки как таковой мне хотелось, чтобы мои дети прочувствовали процесс ее рождения и воспроизведения. Только представьте: маленькие пальчики нажимают на клавишу и рождают звук! Нажимают на две, три, четыре – рождают мелодию! Самостоятельно! Им подвластно управление инструментом. Ребенок включается в процесс, превращаясь в творца прекрасного. Не все родители согласятся с моими восторгами, сославшись на то, что их дети не захотели учиться в музыкальной школе, которая отнимает столько сил и не оставляет свободного времени. Последнее, кстати, – огромное заблуждение! Но я нарочно не останавливаюсь на воспитательном и организационном значении музыкальной школы как института. Не хочу уходить от темы. Но не удержусь, позволю себе отступление и расскажу эпизод из жизни.

Мне довелось в юные годы участвовать в программе культурного обмена между Россией и Францией. Знание иностранного языка было весьма условным с обеих сторон. Помогал язык жестов и… музыки. Так получилось, что добрая половина подростков обеих стран владела игрой на фортепьяно и скрипке. Мы общались и передавали настроение при помощи семи нот, порой и слова были не нужны. Музыка – как вопрос-ответ. Какой кураж! Мы играли дуэтом скрипка – фортепьяно и получали от этого невероятное удовольствие.

Сегодня я имею счастье слушать совместное исполнение музыкальных произведений своими дочерьми, они играют на разных инструментах. Играя в паре, ребенок должен уметь слышать не только свою игру, но и игру партнера, а также предвидеть возможную ошибку партнера, чтобы вовремя выправить ситуацию. В этом месте я возвращаюсь к началу статьи и ставлю восклицательный знак! Вот эта «сонастроенность» и вырабатывает привычку реагировать, откликаться. Когда наши дети устраивают домашние концерты, мы с мужем понимаем, насколько они дружны и едины, больше того, зачастую музыка становится средством к их примирению… Не буду лукавить, они мне тоже периодически заявляют, что не хотят больше заниматься музыкой, однако, когда дело доходит до потребности снять стресс или похвастаться умениями перед друзьями, обе бегут к своему инструменту. Но даже если вдруг ваш ребенок закончил музыкалку и вздохнул с облегчением (бывает и такое), не сомневайтесь, он не потерял зря время. Ничто не проходит бесследно, все способности, которые в нем развивались за годы учебы в музыкальной школе, пригодятся ему в жизни и в выбранной им профессии, как бы далеко, на первый взгляд, она ни находилась от музыки…

P.S. Я не знаю, станет ли для моих детей музыка профессией, да и цели такой не ставила, потому как уверена, что цель уже достигнута: в нашем доме вместо электронного «пиканья» звучит фортепьяно со скрипкой, а на сбор информационного и звукового мусора дочкам элементарно не остается времени.

Источник: сайт http://www.1roditeli.ru