Родительское собрание
«ОТ УЛЫБКИ СТАНЕТ ВСЕМ СВЕТЛЕЙ!..»
Цели: привлечь внимание родителей к важности доброй и комфортной атмосферы в семье для душевного здоровья ребенка и его успешности в жизни; дать необходимые консультации родителям, столкнувшимся с проблемами во взаимоотношениях
с ребенком.
Ход собрания
Удивительно, что может сделать
Один луч солнца с душой человека.
Ф. М. Достоевский
I. Организация собрания
Учитель. Добрый вечер, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас на очередном собрании родителей, любящих и желающих добра своим детям. За окнами вечер, сумерки опустились на город. А мне хочется поговорить с вами о светлом и добром. «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека», – заметил когда-то Ф. М. Достоевский. Эту мысль можно продолжить: «Удивительно, что может сделать одна улыбка с душой ребенка»…
Часто ли лица членов вашей семьи озаряются улыбкой? Считаете ли вы это достойным вашего внимания? Нужна ли человеку в жизни улыбка? Об этом наш сегодняшний разговор.
II. Основная часть собрания.
Учитель. Об улыбке в жизни человека сказано и спето немало. Но научились ли мы, взрослые, по-настоящему ценить свою способность улыбаться? Порой, кажется, что мы слишком привыкли к этой способности и даже ленимся применять ее. Мы просто недовольно ворчим и брюзжим о том, что жизнь трудна, что нет сил… До улыбок ли тут! Готовясь к нашей встрече, я вспомнила об истории, рассказанной Сент-Экзюпери в повести «Планете людей». Один из ее героев. Барк, – очень состоятельный человек, долгое время находился в неволе. Его не тяготили ни семейные узы, ни обязанности перед кем-либо. Однако, волею судьбы обретя свободу, ему страстно захотелось быть кому-то нужным.
«…Он бродил среди еврейских лавчонок, и глядел на море, и думал, что вот он волен идти куда хочет, он свободен… Но эта свобода показалась ему горька – он затосковал по узам, которые вновь соединили бы его с миром.
Мимо шел ребенок. Барк погладил его по щеке. Ребенок улыбнулся. Это не был хозяйский сын, привычный к лести. Это был маленький заморыш, Барк подарил ему ласку – и малыш улыбался. Он-то и пробудил Барка к жизни, этот маленький заморыш, благодаря Барку он улыбнулся – и вот Барк почувствовал, что начинает что-то значить в этом мире. Что-то забрезжило впереди, и он ускорил шаг. <…>
Но, завернув за угол, он наткнулся на играющих ребятишек и остановился. Вот оно. Он молча поглядел на них. Отошел к еврейским лавчонкам и скоро вернулся с целой охапкой подарков. Абдалла возмутился: — Дура, чего зря деньги тратишь!
Но Барк не слушал. Он торжественно, без слов, по одному подзывал к себе детей. И маленькие руки потянулись к игрушкам, к браслетам, к туфлям, расшитым золотом. И каждый малыш, крепко ухватив свое сокровище, убегал, как истинный дикарь. Прослышав о такой щедрости, к Барку сбежалась вся агадирская детвора, и он всех обул в шитые золотом туфли. А слух о добром чернокожем боге долетел и до окрестностей Агадира, и оттуда тоже стекались дети, окружали Барка и, цепляясь за его истрепанную одежду, громко требовали своей доли. Это было разорение. Но… Барк хотел поделиться избытком счастья.
Он был свободен, а значит, у него было самое главное, самое дорогое: право добиваться любви, право идти куда вздумается и в поте лица добывать свой хлеб. Так на что ему эти деньги… они не утолят острое, жгучее, точно голод, желание быть человеком среди людей, ощутить свою связь с людьми. <…> Он был свободен, да – слишком свободен, слишком легко он ходил по земле. Ему не хватало груза человеческих отношений, от которого тяжелеет поступь, не хватало слез, прощаний, упреков, радостей – всего, что человек лелеет или обрывает каждым своим движением, несчетных уз, что связуют каждого с другими людьми и придают ему весомость. А вот теперь на нем отяготели бесчисленные ребячьи надежды…»
Ощущаете ли вы, мои дорогие собеседники, эту потребность в детской улыбке? Понимаете ли роль ее в жизни вашего младшего школьника? Чем отличается данный возрастной период? Что необходимо учитывать?
Психолог. Ваши дети, уважаемые родители, вступили в пору кризиса младшего школьника. В этом возрасте взрослые пытаются заставить детей быть ответственными, дают им определенную степень свободы для того, чтобы они… перестали им, взрослым, мешать. Уроки, подготовка к различным школьным мероприятиям – все это теперь преимущественно детская забота. Родители же пытаются взять на себя роль строгого судьи, оценивающего конечный результат (двойка, выговор в дневнике, вызов в школу, или, наоборот – пятерка, грамота). Родители предъявляют ребенку новые требования: «Ты теперь большой. Ты будешь мыть посуду, ходить за хлебом в магазин, самостоятельно делать уроки и т. д. и т. п.». Проблема лишь в том, что для ребенка это не самый лучший момент для крещения самостоятельностью. Первые несколько лет в школе – это время, когда родителям нужно быть особенно внимательными, понимающими и терпеливыми, для того, чтобы помочь ребенку построить новые отношения с учителями и одноклассниками. Причем, нужно постараться быть не опекающим, а ответственным и способным стать на защиту прав и личности своего ребенка перед посторонними людьми.
Предлагаю вам ответить на вопросы теста, который позволит определить, насколько благополучно складываются ваши отношения с детьми. (См. Приложение 1.)
Учитель. Нам, взрослым, кажется, что мы знаем о своих детях все. Однако очень часто это являете, глубоким заблуждением. В сравнении с тем, как обычно многословны родители в рассказах о детях и о себе, дети – великие молчальники. И не потому, что им нечего рассказать. Потому что некому. <…> Узнать, как ребенок относится к взрослым, можно отчасти по его поведению, глазам и осанке, отчасти по играм, рисункам, тестам и прочим косвенным проявлениям, но только отчасти. Кое-какую информацию можно было бы почерпнуть, имей мы незримый доступ к детским компаниям; но даже если бы наша познавательная техника и шагнула столь далеко, мы, боюсь, оказались бы в научном смысле разочарованными. В том, что касается отношений со взрослыми, с родителями особенно, дети не часто откровенничают и между собой. Нужно еще поверить в свое право не то чтобы говорить правду, но хотя бы думать о ней.
Известный психиатр и писатель В. Л. Леви в своей книге «Как воспитывать родителей или Новый нестандартный ребенок» рассказывает о том, что слышал он от своих маленьких пациентов:
- «– Моя бабушка добрая. Но она не умеет быть доброй.
– Не умеет?
– Нет.
– А как же?
– Она кричит.
– Кричит?.. И добрые кричат. И ты тоже иногда, а?
– Когда я кричу, я злой. А бабушка все время кричит.
– А откуда ты знаешь, что она добрая?
– Мама говорит»
- «– Моя мама очень хорошая и очень скучная. А мой папа очень интересный и очень плохой.
– А что в нем… интересного?
– Он большой, сильный. Он умеет… (Перечисление). Он знает… (Перечисление).
– И ты, наверное, хочешь быть хорошим, как мама, и интересным, как папа?
– Нет. Я хочу быть невидимкой. Хочу быть никаким».
- «– Папу я очень люблю. У меня другой папа был, но это неважно. Папа замечательный, я его очень…
– И маму, конечно.
– И маму… Только она не дает.
– Чего не дает?
– Она мешает… Ну, не дает себя любить. Вот как-то толкается глазами. Будто говорит, что я ее не люблю».
- «– Стук слышу – папа входит – все, не соображаю, и сразу вот здесь что-то сжимается… Раздевается… Шаркает, сопит… Еще не знаю, в чем виноват, но в чем-то виноват, это уж точно…
Времени уже вон сколько, а за уроки не брался, в комнате бардак, ведро не вынес, лампу разбил мячом, ковер залил чернилами… А откуда я знал, что мячик туда отскочит!..»
- «– Они у меня чудесные, самые-самые… Я еще в восемь лет решила, что, когда они умрут, я тоже умру… Они меня не знают, я рассказывать не умею, а они сразу говорят, хорошо или плохо, правильно или неправильно… Они умные, добрые, я такой никогда не стану. А теперь я хочу умереть, больше не могу их любить…»
Приведенные выше реплики – реплики чужих детей. А что говорят и думают ваши собственные. Проведенное нами исследование (см. Приложение 2) позволяет сделать некоторые выводы. (Психолог знакомит присутствующих с общей ситуацией, выявить которую помогло исследование. В случае необходимости родителям могут быть рекомендованы индивидуальные консультации).
III. Заключительная часть
Учитель. Один великий мудрец сказал: «»Душа ребенка сродни скрипке: как к ней прикоснешься, так она и зазвучит». Прикоснитесь к ней с любящей и нежной улыбкой. Обнимите покрепче вашего малыша (пусть он не совсем удачлив и неумел), загляните в его светлые родные глаза и… расскажите очередную сказку. (См. Приложение 3.)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест «Благополучны ли ваши отношения с детьми?»*
Отвечая на вопросы теста, поставьте за каждый ответ «да» — 2 балла, «нет» — 0 баллов, «иногда»- 1 балл.
- Ваш ребенок доверяет вам свои секреты?
- Советуется ли он с вами по своим сложным вопросам?
- Вашему ребенку нравится быть с вами рядом?
- Считаете ли вы, что ваши отношения с ребенком благополучны?
- К вашему ребенку часто приходят приятели?
- Вы знакомы со всеми друзьями вашего малыша, которые приходят к вам домой?
- Когда вы читаете, ваш ребенок интересуется тем, что вы читаете?
- Бывает ли так, что ваш малыш приводит в дом посторонних детей?
- Ваш ребенок одинаково любит всех членов семьи?
- Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные фильмы?
- Считаете ли вы, что в вашей семье существует полное взаимопонимание с детьми на протяжении нескольких поколений?
- Вы бываете огорчены, когда, уехав в командировку, не видите вашего ребенка несколько дней?
- Ваш ребенок иногда смотрит вместе с вами передачи для взрослых, в которых ничего не понимает?
- Охотно ли вы отправляете вашего малыша к бабушке и дедушке на выходные или каникулы?
- Охотно ли ваш ребенок ходит с вами по магазинам за необходимыми покупками?
- Ваш малыш дарит вам цветы, собранные им лично?
- Капризничает ли ваш ребенок, когда вы заставляете его принимать рыбий жир или лекарственные средства?
- Старается ли ваш малыш подражать кому-либо из членов вашей семьи?
- Ваш малыш забирается по утрам к вам в постель?
- Ваш ребенок дарит вам подарки, сделанные собственноручно?
Результаты теста:
От 26 до 40 баллов. В вашей семье царит полная гармония и взаимопонимание между детьми и взрослыми. Для посторонних людей подобные отношения – предмет открытой зависти. Как это не грустно, готовьтесь к тому, что окружающие, видя такое душевное единство, будут «учить» вас, что вы неправильно воспитываете своего ребенка! Предупредите ребенка заранее, что не нужно слушать злых людей и принимать их дурные советы близко к сердцу. Объясните малышу, что недобрые люди хотят вас поссорить.
Выработайте у малыша стратегию ответов. На замечания недоброжелателей, например: «Тебя, Саша, мать плохо воспитывает!», пусть малыш вежливо отвечает: «Воспитывайте своих детей. У меня есть своя мама. Если я сделаю что-то не так, пусть она сделает мне замечание, а не вы». Подобные спокойные и уверенные ответы детей производят очень сильное психологическое впечатление на недоброжелателя.
От 14 до 25 баллов. Ваши отношения с малышом в целом благополучные. Однако для достижения более тесного духовного контакта вам следует сделать их более многогранными. Воплотите в жизнь некоторые смелые мечты ребенка. Допустим, прикрепите вертушку к крыше дачного дома или укрепите вертушку к лоджии – малыш будет просто в восторге от этого.
От 1 до 13 баллов. Вам следует подумать, как улучшить ваши отношения с малышом. Благополучие в отношениях с ребенком зависит только от вас. Ребенок ничего не сможет изменить сам, если взрослый человек уделяет ему слишком мало времени. В конце концов, возьмите на работе один день отпуска за свой счет. Проведите его полностью с малышом. Сходите в кафе-мороженое, потом в кино, потом в магазин игрушек. Детская память долго хранит воспоминания о счастливых моментах жизни. Если вы возьмете с собой фотоаппарат, и у малыша будет возможность разместить фотокарточки в своем альбоме – это вообще замечательно! Считайте, что день будет оплачен по самой высокой ставке любовью и преданностью вашего малыша.
Приложение 2
Методика
«Незаконченные предложения»
И н с т р у к ц и я. Детям предлагается набор незаконченных предложений, задача испытуемых – закончить предложения.
Тест направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учителям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний.
Незаконченные предложения:
- Мы любим маму, а…
- Я думал, что мама чаще всего…
- Отцы иногда…
- Что бы наш папа…
- Если бы мой брат (сестра)…
- Мои близкие думают обо мне, что я…
- Дети, с которыми я играю…
- Мои друзья меня часто…
- Если бы не было школы…
- Когда думаю о школе, то…
- Я думаю, что людей больше…
- Я достаточно ловкий, чтобы…
- Я самый слабый…
- Я хочу, чтобы у меня не было…
- Я весь трясусь, когда…
- Если бы все ребята знали, как я боюсь…
- Был бы очень счастлив, если бы я…
- Всегда мечтаю…
Приложение 3
ОБ УЛЫБКЕ
(сказка)
«Это было давно, очень давно, когда люди ещё не умели улыбаться… Да, было такое время. Жили они грустно и уныло. Мир был для них чёрно-серым. Блеск и величие солнца они не замечали, звёздным небом не восторгались, не знали счастья любви. В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на небесах решил спуститься на Землю, то есть родиться и испытать земную жизнь.
– Но с чем я приду к людям? – задумался он. Ему хотелось прийти к людям в гости с подарком. И тогда он обратился к Отцу за помощью.
– Подари людям вот это, – сказал ему Отец и протянул маленькую искру, она светилась всеми цветами радуги.
– Что это? – удивился добрый ангел.
– Это Улыбка, – ответил Отец, – положи ее себе в сердце и принесешь людям в дар.
– И что она им даст?
– Она принесет им особую энергию жизни.
Добрый ангел вложил удивительную искру в сердце свое. И в это мгновение добрый ангел спустился на Землю, то есть родился. Новорож-денный заплакал. Но не потому, что испугался темной пещеры, угрюмых людей, с недоумением глазевших на него. Заплакал от обиды, он не знал, как быть: подарить людям принесенную им улыбку или утаить ее от них. И решил: извлек из сердца лучик искры и посадил его на уголке своего ротика.
– Вот вам подарок, люди, берите! – мысленно сообщил он им.
Мгновенно пещеру осветил чарующий свет. Это была его первая улыбка, а угрюмые люди увидели улыбку впервые. Они испугались и зак-рыли глаза. Только угрюмая мама не могла оторвать глаз от необычного явления, сердце ее зашевелилось, а на лице отразилось это очарование. Ей стало хорошо. Люди открыли глаза, их взгляд приковала к себе улыбающаяся женщина. Тогда младенец улыбнулся всем еще, еще, еще. Люди то закрывали глаза, не выдерживая сильного сияния, то открывали. И, наконец, привыкли и тоже попытались подражать младенцу. Всем стало хорошо от необычного чувства в сердце. Улыбка стерла с их лиц угрюмость. Глаза засветились любовью, и весь мир для них стал красочным; цветы, солнце, звезды вызывали них чувства красоты, удивления, восхищения. Так пришла к людям улыбка.
Ш. А. Амонашвили
Приложение 4
Прочтите с детьми
ВЕТЕР И СОЛНЦЕ
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.
Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над пу-тешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непо-году, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бед-ного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полуза-мерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Видишь ли, – сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, – лаской и добротой можно сделать гораздо более чем гневом.
К. Ушинский
Прислушайтесь…
…Есть такое слово – «кредит». Того же корня и «кредо» – верю. Кредит – нечто, данное на веру, на доверие, но с отдачей. Ребенок прихо-дит в мир с кредитом доверия. Этот кредит отдается взрослым и, прежде всего родителям. Если бы этот кредит был бесконечным… И если бы взрослые умели не только тратить его, но и возвращать и приумножать…
В. Л. Леви