Родительское собрание
ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЕШЬ ХАРАКТЕР
(собрание-консультация, посвященное проблеме воспитания бережливости)
Цели: показать роль родителей, семьи в формировании бережливости; оказать родителям помощь в преодолении трудностей, связанных с воспитанием правильного отношения к деньгам и другим материальным благам.
Оборудование: оформление кабинета (на доске – тема, эпиграф); набор карточек с ситуациями и вопросами для обсуждения; набор карточек «Астрологи советуют».
Рекомендации: на собрание желательно пригласить психолога. Хорошо, если с вопросами, волнующими родителей, психолог познакомится заранее, в этом случае у него будет вероятность подготовить более глубокие и подробные ответы.
Ход собрания
Мы в детстве были много откровенней:
– Что у тебя на завтрак? – Ничего.
– А у меня хлеб с маслом и вареньем.
Возьми немного моего…
Года прошли, и мы иные стали…
А. Решетов
Учитель. Здравствуйте, дорогие коллеги! У нас – очередная серьезная проблема. А значит – мы нуждаемся в консультации тех, кто с этой проблемой знаком. Дети, деньги, бережливость… Так бы я обозначила ключевые слова нашего разговора. Как правильно выстроить отношения ребенка и денег? Как научить ребенка быть бережливым в наше время? Как сделать так, чтобы открытые и щедрые дети под влиянием нашего воспитания не превратились в скупых и скаредных людей? (См. эпиграф.) Готовы приступить к работе? Тогда – за дело. Предлагаю несколько ситуаций для обсуждения.
Ситуации для обсуждения
Ситуация 1.
Шестилетнего ребенка родители отправили к бабушке в деревню. И вот там шесть старушек сядут на лавочке у дома и радуются на городского внука. Конечно, каждая чем-нибудь угощает. И тут же просит: «А бабушке дашь»? Дети – ангелы, потому что они не ведают добра и зла, они просто живут, и отзывчивость, милосердие присутствуют в каждом изначально. И ребенок охотно подбегал к бабушке, протягивал ей все, что было в руках. А бабушка гладила его по головке и говорила: «Спасибо, внучек. Кушай сам. Бабушке ничего не надо».
Пояснения педагога (психолога).
Конечно, ни один взрослый не хочет воспитать своего ребенка плохим человеком и сделать его и себя несчастным. Но многое, в том числе и жадность, мы воспитываем, сами того не подозревая.
Поймите и запомните: когда вы говорите со своим ребенком, подумайте, «как ваше слово отзовется». Своими словами вы даете малышу психологическую установку к действию. То есть если «бабушке сегодня ничего не надо» от внука или внучки, завтра ничего не надо… Как можно ждать от них, повзрослевших, что они догадаются для тебя что-то купить, а тем более поделиться своим? И нечему удивляться, а обижаться можно только на себя.
Ситуация 2.
Я работаю гувернанткой – так теперь называется домашний воспитатель – и вот что наблюдаю. Когда детям приносят сладости, то дают каждому, скажем, по апельсину. Кто-то съел раньше, и ему хочется еще, он просит у брата: «Дай кусочек». А тот в ответ: «Ты свое съел». И мама, если попросит поделиться, получает тот же ответ.
Пояснения педагога.
Если в вашей семье бывают такие сцены, советую: не давайте детям сразу все, а лучше что-то одно разделите на всех. Пусть достанется по чуть-чуть, но главное – вы душой друг для друга. Кто-то может сказать: «Вот еще! У меня денег вполне хватает, чтобы не обеднять моего ребенка». Да, в материальном плане вы его обеспечите, и порадуете, и побалуете, но в моральном – нанесете ущерб и малышу, и себе. Потому что воспитаете жадину. И в первую очередь жадным он будет с вами. Оглянитесь, сколько таких взрослых людей, которые не только материально своим родителям не помогают, но и не интересуются, живы ли они.
Ситуация 3.
Отец входит в комнату сына и видит, что в комнате горит свет изо всех источников, имеющихся в помещении (настольная лампа, люстра).
– Выключи ненужный свет, – просит отец.
– Пап, ты ведешь себя, словно бедняк, – отвечает сын.
Учитель. Только неумные люди стесняются быть бережливыми. Приведенная в качестве примера ситуация показывает, что в этой семье проблема запущена. В ребенке с самого раннего возраста следует закладывать основы характера будущего рачительного хозяина.
Учитель. Очень часто нам приходится быть свидетелями не очень приятных сцен между родителями и детьми в магазине. «Купи!» – надрывается в истерике малыш. И очень часто родители покупают что угодно, лишь бы прекратился этот душераздирающий ор. Ваши дети, конечно, уже не падают на пол в истерике, так как вышли из этого возраста, но проблемы их денежного довольствия наверняка остро стоят в ваших семьях.
Знают ли дети цену рубля?
Мы попытались это выявить путем несложного анкетирования.
Анкета для детей
- Сколько стоит буханка хлеба, который принято покупать в вашей семье?
- Какая часть месячного заработка отца или матери потрачена на покупку той или иной вещи (брюк, куртки, ботинок)?
- Сколько твои родители потратили денег, собирая тебя в школу?
Вот какую картину позволили нарисовать эти анкеты. (Знакомство родителей с результатами анкетирования.)
Учитель. Какие ошибки чаще всего совершают родители, воспитывая ребенка?
- Уверенность в том, что воспитание бережливости – дело второстепенное.
- Вторая ошибка: да, люди слыхали, а то и читали, что главные черты характера у детей закладываются в 4–5 лет. И если это мнение специалистов, зачем его оспаривать? Но это главные черты характера: честность и правдивость, отвага и выдержка, доброта и чуткость, а не такая побочная, как бережливость! Или хотя бы об этом надо думать попозже, когда ребенок в школу пойдет. Тут надо предостеречь: характер есть единое целое. И слово «характер» (по-гречески «отпечаток») для ребенка-дошкольника означает отпечаток прежде всего – чего? кого? Живых людей, среди которых он растет… И упомянутая вторая ошибка обычно отражает нехватку внимания личного примера старших по части и бережливости.
- Видимо, не нужно говорить про третью ошибку: считать, что бережливость, рачительность касается только вещей, обновок. Чрезмерно узкое понимание самого качества наблюдается часто (можно беречь вещи, а время необязательно).
Но где отсутствует уважение к своему и чужому труду, уважение к добротным и красивым вещам, сработанным мастерами, там процветают Плюшкины и мещане-стяжатели, которые «норовят все нести в дом, а не из дому». Надо ли повторять, что стяжатели обкрадывают сами себя, что умение дарить и делиться поважнее, чем тащить все в дом? Про это у нас пишут немало, а повторить, похоже, не мешает: много еще людей готовы держаться за истлевшую «мудрость», и искренне верят, что на этом пути их ждет выигрыш…
- Неосознанная вера в рецепты и в системы. Но ведь нет универсального рецепта, применяемого ко всем ситуациям, к любому ребенку. Уж если Лев Толстой признавал, что педагогические занятия с детьми заставляли больше его самого учиться, чем учить детей, больше самому воспитываться, чем создавать души детей, то… Наверное, и нам надо помнить это?
Учитель. Незадолго до собрания мы с психологом попросили родителей задать по одному вопросу, касающемуся проблемы «деньги и дети». Эти вопросы мы предлагали для общего обсуждения. Поделитесь советами или прислушайтесь к мнению психолога. (Родители обсуждают поставленные вопросы, после чего психолог подводит итог дискуссии.)
Вопросы для обсуждения
- Нужно ли давать детям деньги?
Психолог. Конечно. Даже у первоклассников возникает потребность купить себе пирожное или булку в школьном буфете. Да и приобщение к домашнему хозяйству – важный момент в воспитании. А в помощь по дому может входить осуществление мелких покупок (хлеба, мыла, зубной пасты).
- Сколько денег давать и как это лучше делать?
Психолог. В каждой семье этот вопрос решается индивидуально, однако лучше всего, если это будет фиксированная сумма, которая будет выдаваться сначала раз в день, затем раз в неделю, затем раз в месяц по мере взросления ребенка и формирования у него умения планировать свои расходы.
Естественно, сумма может и должна меняться в соответствии с изменением потребностей ребенка. Но каждое прибавление должно детально обговариваться. Точные возрастные рамки здесь указать не возможно кто-то и в семь лет сможет распланировать свои покупки на неделю, а кто-то и в 10 лет будет все тратить в первый день.
- Следует ли требовать от ребенка отчет о потраченных деньгах?
Психолог. Ребенок сам планирует свои расходы и решает, что важнее купить, а от каких покупок следует воздержаться. Родители должны помогать ему в этом, избегая, однако, мелочной опеки, А. С. Макаренко пишет: «…надо так давать детям деньги, чтобы они могли тратить куда хочу – юридически, а на самом деле, чтобы на каждом шагу тормозили свое желание. Только при таких условиях карманные деньги принесут свою пользу».
Не следует считать каждую копейку, израсходованную ребенком. Он должен знать, что к нему относятся с доверием, что в разумном и возможном отказа ему не будет. Постоянные ограничения развивают в ребенке повышенный интерес к деньгам, доверие этот интерес гасит.
- Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения или наказания?
Деньги как средство поощрения и наказания использоваться не должны. Мы даем детям деньги потому, что они им нужны – на школьные завтраки, на мороженое, на… В каждой семье этот список свой. А вовсе не за хорошее поведение или оценки.
Почему не стоит поощрять хорошую учебу или домашние дела деньгами? Да потому что в первую очередь ребенок должен учиться для себя. Учеба, какой бы она ни была, прежде всего, нужна самому ребенку. Это – работа на себя. Для знаний, для оценок, для вуза…
Кроме того, ребенок живет в семье, которая о нем заботится морально, материально, духовно и физически. И если на него возлагаются какие то обязанности – это его вклад в семью, его помощь самым близким людям, его обязанность. Такая же, как обязанность отца – зарабатывать деньги, матери – вести домашнее хозяйство. «Оплачивая» детям помощь семье и учебу, мы можем вырастить эгоистов, «потребителей» по жизни, не способных на бескорыстную отдачу.
- Нужна ли ребенку копилка? Хороший ли это подарок?
Психолог. В наличии у ребенка копилки нет ничего ни хорошего, ни плохого. Это всего лишь средство воспитания. Все дело в том, как родители преподносят этот подарок. Некоторые считают, что копилка развивает у детей дух накопительства; стремясь ее накопить, ребенок начинает соображать, каким путем их заработать.
В семьях же, где дети приучены пользоваться деньгами, где деньги не рассматриваются как средство родительской власти – не несет никакого отрицательного влияния на формирование нравственных качеств ребенка.
- Влияет ли отношение к деньгам, сформированное в детстве, на жизнь человека в будущем?
Психолог. Да. Порой неправильная позиция родителей в детстве очень сильно влияет на ребенка, ставшего взрослым.
В каждой семье свое отношение к деньгам, к тому, как их зарабатывать и как тратить. Для каждого его вариант единственно правильный, потому что привычный, усвоенный с детских лет.
Часто мамы ограждают своих детей от материальных проблем, стараются не говорить о них с ребенком и по возможности ни в чем ему не отказывать, чтобы не лишать счастливого детства. В результате взрослый мужчина, усвоивший, что денежные затруднения его не касались, а являлись маминой «головной болью», ожидает, что теперь его денежные проблемы возьмет на себя жена. Он привык, что все его нужды удовлетворяются волшебным образом, а сам он избавлен от какой бы то ни было ответственности. Вряд ли с такой жизненной позицией ему будет легко.
Иные родители считают, что если они обеспечивают ребенка материально и у него есть все необходимое, то этого вполне достаточно. Но ничто не заменит ребенку общение с мамой и папой. И это общение не должно ограничиваться вопросом: «Какие у тебя сегодня отметки?». Деньги не должны подменять человеческое тепло, ими нельзя «откупиться», потому что в лучшем случае вы получите в будущем то же самое.
Наверняка у каждого из вас есть свои детские воспоминания, связанные с деньгами. Зачастую, основываясь именно на них, мы выбираем модель поведения со своим ребенком. Иногда родители идут «семейным» путем, а иногда: «Я был этого лишен с детства, так пусть мой ребенок не знает этих проблем». Конечно же, вы понимаете, что любая крайность вредна и лишь разумная «золотая середина» будет полезна.
Учитель. Очень хочется верить, что наш разговор за круглым столом поможет вам избежать острых углов в вопросах домашнего воспитания. Никто никому не дает рецепта, следуя которому можно выйти из любой сложной педагогической ситуации. Только чуткость, продуманность, какой-то собственный опыт может помочь найти нужное решение. Нужно учитывать психологические особенности вашего ребенка. Некоторые психологи склонны считать, что даже потенциал знаков зодиака влияет на возможности развития бережливости (расточительности) у ребенка.
Хочу познакомить вас с некоторыми предостережениями-советами астрологов. Прочитайте на досуге улыбнитесь и на всякий случай присмотритесь повнимательней к своему малышу: кто знает, может и эта консультация не окажется лишней?
Астрологи советуют
Не ожидайте, что маленький ОВЕН будет откладывать часть карманных денег, экономить. Скорее всего, под влиянием импульса он потратит все и сразу в его кармане «деньги прожигают дыру». Завтра – это так далеко, а «я хочу» или «мне надо» именно сейчас. Чаще всего ребенок Овен далек от предусмотрительности и расчетливости. Подросший же Овен способен как по-прежнему моментально тратить деньги, так и активно их зарабатывать.
Маленького ТЕЛЬЦА отличает ответственное обращение с деньгами. Чаще всего он умеет делать «удачные покупки», может легко научиться сохранять часть карманных денег, гордясь тем, что сбережения растут.
В отношении к деньгам у БЛИЗНЕЦОВ преобладает практичность и рассудительность. Но ребенок придает значение не самим деньгам, а возможности «пустить их в оборот» – например, купить какую-либо игрушку, а потом поменять на лучшую. При этом редко случается, что Близнец остался вообще «без копейки в кармане».
РАК обычно наиболее бережливый из всех зодиакальных знаков. Малыш достаточно экономно тратит деньги, и его легко научить обращаться с ними. Накопление, сохранение – это часть стремления к надежности. Рак относится к деньгам осторожно, разумно, но тем, кого любит, готов отдать все.
Маленький ЛЕВ может быть очень расточителен и великодушно щедр. Царственным жестом деньги потрачены все сразу, потому что им не придается большого значения. А вот качество покупки значение имеет – это что-нибудь дорогостоящее и наилучшее. Да еще маленькие детские развлечения требуют затрат. Поэтому денег всегда не хватает.
Ребенок знака ДЕВА самый большой реалист и практик. Вы можете обнаружить, что ребенок бережлив в обращении с деньгами, он способен легко решать: что стоит купить, а какая покупка может и подождать. Траты он планирует заранее.
Малышу знака ВЕСЫ нравится хорошо выглядеть и иметь красивые «штучки». Поэтому, несмотря на благоразумие, ему трудно сохранить карманные деньги, если он приглядел одну из таких хорошеньких безделушек.
Остались ли у малыша СКОРПИОНА деньги или он их все потратил – для вас это всегда может оставаться тайной. Ребенок достаточно практичный «покупатель», но иногда может возникать «финансовая проблема» из-за желания что-то доказать приятелям и преувеличить свою «платежеспособность».
Для тех, кого малыш СТРЕЛЕЦ любит, ему ничего не жалко, и деньги он тратит щедро, а иногда и безрассудно, но только не с его точки зрения. Несмотря на разнообразные желания, ребенок может быть и экономен, и бережлив.
Маленький КОЗЕРОГ может стремиться быть экономным, отложить деньги «на черный день» или накопить их достаточно для приобретения чего-то действительно стоящего. У ребенка может рано проявиться потребность заработать свои деньги он не любит быть зависимым.
Ребенок ВОДОЛЕЙ может удивлять вас тем, что, когда речь идет о деньгах или имуществе, он не относится к этому достаточно серьезно. Водолей рано создает свою систему ценностей, и деньги не занимают там главенствующего положения. Чаще всего деньги в его карманах могут «валяться» какое-то время без внимания и затем быть потрачены в одно мгновение. А «гуляющий в кармане ветер» после этого нисколько его не смущает.
Маленькая РЫБА вполне может быть материалистом. Но наличие или отсутствие денег в кармане всегда связано с настроением. Деньги появляются неожиданно и так же неизвестно куда исчезают. Чаще всего это происходит из-за неосмотрительности или небрежности по отношению к ним. Деньги могут быть «пожертвованы» тому, кому они, на взгляд ребенка, очень нужны.
Эти качества – основа, в которую жизнь будет вносить свои коррективы, начиная с детства. Конечно, в целом мы не властны над всеми обстоятельствами, которые обусловливают характер и жизнь малыша. Но мы можем постараться избежать наиболее грубых ошибок воспитания. Ради будущего своего ребенка. И ради своего будущего тоже. (Михайлова Елена. – Журнал «Няня». – 1999. – № 9.)
Учитель. Удачи! До новых встреч.