Урок русского языка в 1 классе
Тема: «Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Планируемые результаты образования:
Предметные: различают слова, называющие признаки, задавать вопросы (какой? какая? какие? какое?) к словам.
Метапредметные:
Познавательные: выделяют из текста слова по заданным основаниям (отвечают на вопросы какой? какая? какие? какое?); анализируют ситуацию, представленную в тексте; коллективно составляют и используют динамическую таблицу; знают правила безопасного поведения в местах большого скопления людей.
Регулятивные: оценивают свою деятельность по критериям; вносят необходимые коррективы в работу при выполнении упражнений.
Коммуникативные: используют речевые средства (слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? какое?) для описания объекта.
Личностные: уточняют правила поведения в трудной жизненной ситуации, навык обращения к взрослым за помощью.
Оборудование: Учебник и тетрадь Русский язык. 1 класс. / Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. – М.: Вентана –Граф, 2011; дневник для проведения самооценки, сигнальные карточки к уроку.
Ход урока
- Организационный момент (2 мин)
У. — Посмотрите, пожалуйста,
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке?
Ручка, учебник и тетрадка?
— Просигнальте, пожалуйста, кто готов начать урок?
Улыбнитесь друг-другу, поздоровайтесь и улыбнитесь гостям.
— Тихонько садитесь.
- Мотивация. (3 мин)
У. — Давайте откроем учебники на стр.34 (по закладке).
– Рассмотрите иллюстрацию. По этой иллюстрации вы можете предположить, что произошло?
— Проверим предположения. Давайте узнаем из стихотворения С. Михалкова, почему плачет мальчик.
Чтение хорошо читающим учеником стихотворения С. Михалкова
- Анализ ожидаемого действия (результата). (15 мин)
У. — Ребята, наши предположения оказались верны? Что случилось на вокзале? (мальчик потерял маму).
— О чём нас спрашивает автор этого стихотворения? (Как теперь её найти?)
– Ребята, как теперь её найти?
(- Давайте подумаем, что надо сделать мальчику, чтобы быстрее найти маму?)
– Как бы вы поступили в такой ситуации?
— Давайте посмотрим, как предлагают поступить авторы учебника. Они предлагают нам 2 способа.
— Прочитаем первый способ. Он под цифрой 1.
Чтение хорошо чит.детьми.
— Что нам предлагают авторы в первом способе? (Рассказать взрослым о том, какая мама, во что одета, какая у неё сумка).
На доску выставляется: МАМА КАКАЯ?
У. – Ребята, а какая может быть мама? (добрая, красивая и т.д.)
— Если мы расскажем добрая, красивая, эти слова помогут мальчику найти маму? (нет)
— Почему? (эти слова не описывают внешность; каждая мама добрая и т.д.)
На доску добавляется: ВНЕШНОСТЬ
— О чём ещё предлагают рассказать авторы учебника? (во что одета мама, и какая у неё сумка).
На доску добавляется: ОДЕЖДА
СУМКА
У. – Ребята, а одежда, КАКАЯ может быть у мамы?
— А сумка, КАКАЯ может быть?
—
— А теперь мы сможем найти маму мальчика? Хорошо!
— А давайте посмотрим, какой второй способ нам предлагают авторы учебника?
2 вариант: Попросить дать такое объявление: «Потерялся мальчик, Николаев Саша. Возраст — пять лет. Одет в синюю куртку, чёрные брюки. На плечах красный рюкзак».
— Что предлагают нам авторы во втором способе? (дать объявление и описать мальчика)
На доску выставляется: МАЛЬЧИК КАКОЙ?
— Как авторы предлагают описать мальчика? Что они описывают у него? (возраст, одежду, рюкзак, имя и фамилию)
Появляется на доске слово ВОЗРАСТ
— А имя и фамилию мальчика нам знать важно? (и да, и нет, могут быть однофамильцы)
— А что ещё помогает узнать человека? (Если мы просто скажем: одет в куртку и брюки – Будет понятно?) (Нет, надо ещё назвать цвет)
— Давайте найдём в тексте: брюки КАКИЕ? (чёрные)
Появляется на доске слово КАКИЕ?
— А куртка какая? (синяя)
— Рюкзак какой? (красный)
Вывод: Ребята, мы с вами рассмотрели 2 способа, которые предложили нам авторы учебника.
— Так что же надо сделать мальчику, чтобы быстрее найти маму?
- Описать маму
- Описать себя
— Теперь вы знаете, КАК нужно поступит в такой ситуации?
— Какие слова мы будем использовать для описания мамы и себя? (слова, отвечающие на вопросы: Какая? Какой? Какие?)
Физкультминутка (2мин)
— Мы хорошо справились с заданием, а теперь отдохнем.
Включаю «Танец маленьких утят». Дети танцуют.
- Целеполагание и планирование деятельности. (1 мин)
У. – Отвечая на какие вопросы, мы можем точнее описать человека? (ответ на доске)
Выставляю на доску: ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
— Это и будет тема нашего урока: Слова, отвечающие на вопросы…(выставляю на доску и показываю на вопросы)
- Действие. (20 мин)
- У. — Ребята, давайте посмотрим, что нам предлагают авторы учебника в упр.2. (4 мин)
— На рисунке 3 мальчика.
— Давайте прочитаем. Как их зовут?
(вслух читают слабые дети, следя пальцем)
— Первого мальчика зовут…
— Второго мальчика зовут…
— Третьего мальчика зовут…
— Прочитаем задание (вслух, 2 часть задания, хорошо читающие дети)
— О чём просит нас автор? (надо догадаться, как зовут мальчика)
— Давайте прочитаем, что рассказал о себе мальчик (вслух, хорошо читающие дети)
— Так, как же зовут мальчика? Кто догадался?
— Есть другие мнения? (выслушиваются все мнения детей).
— Кто считает так же, как …? Просигнальте (если мнение не одно)
— Как вы догадались, что это Антон? — Какой признак помог вам догадаться? (короткие…)
— На какой вопрос отвечает это слово? КАКИЕ?
— Что ещё даётся в описании мальчика? (рост и глаза)
(разбирают описание Антона): Рост КАКОЙ? Найдём в тексте.
Глаза КАКИЕ? Найдём в тексте.
— Что помогло нам узнать, как зовут мальчика? По каким словам мы догадались? (слова, отвечающие на вопр…)
— Чтобы вы ещё добавили к описанию Антона? (если будет время)
Вывод: – Ребята, какие слова нам помогают точно описать человека? (Слова, отвечающие на вопр…ответ на доске)
— А как вы думаете, все ли вопросы мы с вами сегодня нашли, открыли? (затрудняются)
— А где мы можем посмотреть и проверить себя? (в учебнике)
Чтение сведений по языку хорошо чит.детьми.
Добавляется вопрос КАКОЕ?
- Работа в группах. (10 мин)
— Ребята, вам интересно было угадывать мальчика по его описанию?
— Хотите поиграть?
— Сейчас вы получите конверт. В конверте – имя ученика из нашего класса. Это имя вы должны держать в секрете и никому не показывать.
— Вы должны будете описать внешность того, чьё имя написано у вас на листочке, не называя имени. — Но описать надо так точно и подробно, чтобы все смогли догадаться.
— А помогут вам в этом вопросы, с которыми мы сегодня работали. (Они размещены на доске).
— Работать вы будете в группах. Дети делятся на 4 группы по 4 человека.
— Но сначала договоримся о критериях оценивания (условное обозначение этих критериев вывешивается на доску).
- В работе должны принимать участие все.
- Для описания использовать все вопросы.
— Тогда ставится +, а если не выполняется один из критериев, тогда неполный плюс.
— Ответственные подойдите ко мне, получите конверты.
— На работу вам 5 минут. (Песочные часы)
— Все готовы? Запускаем время (учитель в это время подходит к группам, консультирует о взаимодействии, помогает в подборе слов; обсуждает с детьми как они будут выступать: вместе или по одному; на какой вопрос затрудняются ответить и т.д.)
— Время заканчивается. Осталось полминуты. Стоп.
— Кто хочет начать описание первым? (Если много желающих – тогда по очереди).
Слово 1 (2,3,4) группе. (Если не могут угадать: – Дополните описание другими словами.)
— Оцените свою работу (сразу после выступления)!
— Вы все принимали участие в работе?
— Все вопросы использовали?
— Берите фломастер, ставьте знак (+ или неполный +) и вешаем на доску.
Выходит следующая группа и т.д.
У. – Что можете сказать о своей работе? Все молодцы!
- Работа в рабочей тетради. Русский язык ч.1, с. № 4 (6 мин)
У. – Ребята, мы сейчас с вами кого описывали ? (человека) (на схему) Убираю: одежда, сумка, возраст, внешность
-А эти вопросы мы можем задать к другим объектам?
— Давайте попробуем. Откроем тетрадь на стр. 32. Прочитайте задание к упр.4.
— Сколько слов будете записывать? (2). Все согласны? ( Если нет, то — Почему? — Как увидели, что 2?)
— Прочитайте слова – подсказки.
— Прочитайте слова, которые записаны ниже.
-Выберите свой любимый фрукт или ягоду, подберите подходящие по смыслу слова из слов — подсказок и запишите слова в тетрадь.
— Какие правила мы должны помнить при списывании?
— Критерии: Выполнять каждый должен самостоятельно, не допуская ошибок! (выставляю на доску: САМ
БЕЗ ОШИБОК
— Готовы? Приступаем. На работу 5 мин. (песочные часы)
А сейчас я предлагаю проверить свою работу самостоятельно.
Возьмите карточку, переверните её. Найдите свой фрукт или ягоду. Проверяем. У вас должно быть 2 слова, хотя в карточке их больше. Не забудьте проверить правильность написания слов!
Проверка. Кто сам и без ошибок – поставьте +. Кто допустил ошибку, но исправил – поставьте неполный +.
— Просигнальте: у кого +, то — зелёный; у кого неполный +, то — жёлтый.
— В чём ошибся? Почему?
Вывод: — Ребята, так можно ли слова, отвечающие на вопр…, использовать для описания объектов?
- Анализ результатов деятельности. (2 мин)
У. – Ребята, наш урок подходит к концу.
— Довольны ли вы собой? Всё ли у вас получилось? — Оцените свою работу в дневнике самооценки.
– А что вам сегодня понравилось на уроке? А играть понравилось? Хотите дома поиграть? Я вам дарю карточку — помощницу, чтобы вы дома рассказали маме с папой, бабушке, сестренке, брату, с помощью чего можно описать объект.
— Большое спасибо за урок!
Учитель: Часкина Ирина Николаевна
МОУ Лучинская ОШ Ярославского района Ярославской области