Урок русского языка в 1 классе

 

Тема: «Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

Планируемые результаты образования:

Предметные: различают слова, называющие признаки, задавать вопросы (какой? какая? какие? какое?) к словам.

Метапредметные:

Познавательные: выделяют из текста слова по заданным основаниям (отвечают на вопросы какой? какая? какие? какое?); анализируют ситуацию, представленную в тексте; коллективно составляют и используют динамическую таблицу; знают правила безопасного поведения в местах большого скопления людей.

Регулятивные: оценивают свою деятельность по критериям; вносят необходимые коррективы в работу при выполнении упражнений.

Коммуникативные: используют речевые средства (слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие? какое?) для описания объекта.

Личностные: уточняют правила поведения в трудной жизненной ситуации, навык обращения к взрослым за помощью.

Оборудование: Учебник и тетрадь Русский язык. 1 класс. / Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. – М.: Вентана –Граф, 2011; дневник для проведения самооценки, сигнальные карточки к уроку.

Ход урока
  1. Организационный момент (2 мин)

У. — Посмотрите, пожалуйста,

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке?

Ручка, учебник и тетрадка?

— Просигнальте, пожалуйста, кто готов начать урок?

Улыбнитесь друг-другу, поздоровайтесь и улыбнитесь гостям.

— Тихонько садитесь.

  1. Мотивация. (3 мин)

У. — Давайте откроем учебники на стр.34 (по закладке).

Рассмотрите иллюстрацию.  По этой иллюстрации вы можете предположить, что произошло?

— Проверим предположения. Давайте узнаем из стихотворения С. Михалкова, почему  плачет мальчик.

Чтение хорошо читающим учеником стихотворения С. Михалкова

  • Анализ ожидаемого действия (результата). (15 мин)

У. — Ребята, наши предположения оказались верны? Что случилось на вокзале? (мальчик потерял маму).

— О чём нас спрашивает автор этого стихотворения? (Как теперь её найти?)

Ребята, как теперь её найти?

(- Давайте подумаем, что надо сделать мальчику, чтобы быстрее найти маму?)

– Как бы вы поступили в такой ситуации?

— Давайте посмотрим, как предлагают  поступить авторы учебника.  Они предлагают нам 2 способа.

—  Прочитаем первый способ. Он под цифрой 1.

Чтение хорошо чит.детьми.

— Что нам предлагают авторы в первом способе? (Рассказать взрослым о том, какая мама, во что одета, какая у неё сумка).

На доску выставляется: МАМА        КАКАЯ?

У. – Ребята, а какая может быть мама? (добрая, красивая и т.д.)

— Если мы расскажем добрая, красивая, эти слова помогут мальчику найти маму? (нет)

— Почему? (эти слова не описывают внешность; каждая мама добрая и т.д.)

На доску добавляется:   ВНЕШНОСТЬ

— О чём ещё предлагают рассказать авторы учебника? (во что одета мама, и какая у неё сумка).

На доску добавляется:   ОДЕЖДА

СУМКА

У. – Ребята, а  одежда, КАКАЯ может быть у мамы?

— А сумка, КАКАЯ может быть?

— А теперь мы сможем найти маму мальчика? Хорошо!

— А давайте посмотрим, какой  второй способ нам предлагают авторы учебника?

2 вариант: Попросить дать такое объявление: «Потерялся мальчик, Николаев Саша. Возраст — пять лет. Одет в синюю куртку, чёрные брюки. На плечах красный рюкзак».

Что предлагают нам авторы во втором способе? (дать объявление и описать мальчика)

На доску выставляется: МАЛЬЧИК      КАКОЙ?

— Как авторы предлагают описать мальчика? Что они описывают у него? (возраст, одежду, рюкзак, имя и фамилию)

Появляется на доске слово ВОЗРАСТ

А имя и фамилию мальчика  нам знать важно? (и да, и нет, могут быть однофамильцы)

— А что ещё помогает узнать человека? (Если мы просто скажем: одет в куртку и брюки – Будет понятно?) (Нет, надо ещё назвать цвет)

— Давайте найдём  в тексте: брюки КАКИЕ? (чёрные)

Появляется на доске слово КАКИЕ?

А куртка какая? (синяя)

— Рюкзак какой? (красный)

Вывод: Ребята, мы с вами рассмотрели 2 способа, которые предложили нам авторы учебника.

— Так что же надо сделать мальчику, чтобы быстрее найти маму?

  • Описать маму
  • Описать себя

— Теперь вы знаете, КАК нужно поступит в такой ситуации?

— Какие слова мы будем использовать для описания мамы и себя? (слова, отвечающие на вопросы:  Какая? Какой? Какие?)

Физкультминутка (2мин)

— Мы хорошо справились с заданием, а теперь отдохнем.

Включаю «Танец маленьких утят». Дети танцуют.

  1. Целеполагание и планирование деятельности. (1 мин)

У. – Отвечая на какие вопросы, мы можем точнее описать человека? (ответ на доске)

Выставляю на доску:    ОПИСАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

— Это и будет тема нашего урока: Слова, отвечающие на вопросы…(выставляю на доску и показываю на вопросы)

  1. Действие. (20 мин)
  2. У. — Ребята, давайте посмотрим, что нам предлагают авторы учебника в упр.2. (4 мин)

На рисунке 3 мальчика.

— Давайте прочитаем. Как их зовут?

(вслух читают слабые дети, следя пальцем)

— Первого мальчика зовут…

— Второго мальчика зовут…

— Третьего мальчика зовут…

— Прочитаем задание (вслух, 2 часть задания, хорошо читающие дети)

— О чём просит нас автор? (надо догадаться, как зовут мальчика)

— Давайте прочитаем, что рассказал о себе мальчик (вслух, хорошо читающие дети)

— Так, как же зовут мальчика? Кто догадался?

— Есть другие мнения? (выслушиваются все мнения детей).

— Кто считает так же, как …? Просигнальте (если мнение не одно)

Как вы догадались, что это Антон? — Какой признак помог вам догадаться? (короткие…)

На какой вопрос отвечает это слово? КАКИЕ?

Что ещё даётся в описании мальчика? (рост и глаза)

 (разбирают описание Антона): Рост КАКОЙ? Найдём в тексте.

                                                       Глаза КАКИЕ? Найдём в тексте.

— Что помогло нам узнать, как зовут мальчика? По каким словам мы догадались? (слова, отвечающие на вопр…)

— Чтобы вы ещё добавили к описанию Антона? (если будет время)

Вывод: Ребята, какие слова нам  помогают точно описать человека? (Слова, отвечающие на вопр…ответ на доске)

— А как вы думаете,  все ли вопросы мы с вами сегодня нашли, открыли? (затрудняются)

— А где мы можем посмотреть и проверить себя? (в учебнике)

Чтение сведений по языку хорошо чит.детьми.

Добавляется вопрос КАКОЕ?

  1. Работа в группах. (10 мин)

Ребята, вам интересно было угадывать мальчика по его описанию?

— Хотите поиграть?

— Сейчас вы получите конверт. В конверте – имя ученика из нашего класса. Это имя вы должны держать в секрете и никому не показывать.

— Вы должны будете описать внешность того, чьё имя написано у вас на листочке, не называя имени. — Но описать надо так точно и подробно, чтобы все смогли догадаться.

— А помогут вам в этом вопросы, с которыми мы сегодня работали. (Они размещены на доске).

— Работать вы будете в группах.  Дети делятся на 4 группы по 4 человека.

— Но сначала договоримся о критериях оценивания (условное обозначение этих критериев  вывешивается  на доску).

  1. В работе должны принимать участие все.
  2. Для описания использовать все вопросы.

— Тогда ставится +, а если не выполняется один из критериев, тогда неполный плюс.

— Ответственные подойдите ко мне, получите конверты.

— На работу вам 5 минут. (Песочные часы)

— Все готовы? Запускаем время (учитель в это время подходит к группам, консультирует о взаимодействии, помогает в подборе слов; обсуждает с детьми как они будут выступать: вместе или по одному; на какой вопрос затрудняются ответить и т.д.)

— Время заканчивается. Осталось полминуты. Стоп.

— Кто хочет начать описание первым? (Если много желающих – тогда по очереди).

Слово 1 (2,3,4) группе. (Если не могут угадать:Дополните описание другими словами.)

Оцените свою работу (сразу после выступления)!

— Вы все принимали участие в работе?

— Все вопросы использовали?

— Берите фломастер, ставьте знак (+ или неполный +)  и вешаем на доску.

Выходит следующая группа и т.д.

У. – Что можете сказать о своей работе? Все молодцы!

  1. Работа в рабочей тетради. Русский язык ч.1, с. № 4 (6 мин)

У. – Ребята, мы сейчас с вами кого описывали  ? (человека) (на схему) Убираю: одежда, сумка, возраст, внешность

-А эти вопросы мы можем задать к другим объектам?

— Давайте попробуем. Откроем тетрадь на стр. 32. Прочитайте задание к упр.4.

— Сколько слов будете записывать? (2). Все согласны? ( Если нет, то — Почему? — Как увидели, что 2?)

— Прочитайте слова – подсказки.

— Прочитайте слова, которые записаны ниже.

-Выберите свой любимый фрукт или ягоду, подберите подходящие по смыслу слова из слов — подсказок  и запишите слова в тетрадь.

— Какие правила мы должны помнить при списывании?

— Критерии: Выполнять каждый должен самостоятельно, не допуская ошибок! (выставляю на доску: САМ

БЕЗ ОШИБОК

— Готовы? Приступаем. На работу 5 мин. (песочные часы)

А сейчас я предлагаю проверить свою работу самостоятельно.

Возьмите карточку, переверните её. Найдите свой фрукт или ягоду.  Проверяем. У вас должно быть 2 слова, хотя в карточке их больше. Не забудьте проверить правильность написания слов!

Проверка. Кто сам и  без ошибок – поставьте +. Кто допустил ошибку, но исправил – поставьте неполный +.

— Просигнальте: у кого +, то — зелёный; у кого неполный +, то — жёлтый.

— В чём ошибся? Почему?

Вывод: — Ребята, так можно ли  слова, отвечающие на вопр…,  использовать для описания объектов?

  1. Анализ результатов деятельности. (2 мин)

У. – Ребята, наш урок подходит к концу.

Довольны ли вы собой? Всё ли у вас получилось? — Оцените свою работу в дневнике самооценки.

А что вам сегодня понравилось на уроке? А играть понравилось? Хотите дома поиграть? Я вам дарю карточку — помощницу, чтобы вы дома рассказали маме с папой, бабушке, сестренке, брату, с помощью чего можно описать объект.

— Большое спасибо за урок!

Учитель: Часкина Ирина Николаевна

                МОУ Лучинская ОШ Ярославского района Ярославской области